Ольга (kazan_love) wrote,
Ольга
kazan_love

Categories:

Галерея Ильи Глазунова. Прогулки по Москве



«В Москве нет почти места, которое не было бы примечательно или древностью, или каким-нибудь событием, относящимся к Истории Российской...» - не без гордости говорилось в путеводителе по Москве 1827 года.»
Галерея Ильи Глазунова располагается в усадебном доме вдовы генерала Д.С.Дохтурова, который неоднократно перестраивался. Дмитрий Сергеевич Дохтуров был известной личностью и имел много наград. Фамилию свою Дмитрий Сергеевич Дохтуров получил от предка, который выехал в Россию из Греции и, будучи медиком, назывался Дохтур (Доктор). Проявил себя Дохтуров в Аустерлицком сражении.



Когда русские войска и их союзники вынуждены были отступать, Дмитрий Сергеевич Дохтуров своим хладнокровием сумел предотвратить начавшуюся среди солдат панику и до самого конца руководил переправой через речку Литаву. Кто-то из приближенных посоветовал ему поберечь себя. «Вспомните, что у Вас есть жена и дети!» - сказали ему. «Здесь честь - жена моя, а вверенные мне люди - дети мои», - возразил он. Мужество Д. С. Дохтурова удивляло даже неприятеля, привыкшего, что многие западные армии безропотно сдавались и клали перед ним свое оружие. Препровождая к Дохтурову пожалованный императором Александром I орден св. Владимира 2-й степени, М.И. Кутузов писал: «Я твердо в душе моей убежден, что им награждается один из отличившихся генералов, особенно заслуживший внимание Его Императорского Величества, любовь и уважение всей армии».
В Тарутинском бою Дохтуров руководил центром, не участвовавшим в сражении по воле Кутузова, который был в тот день угрюм и, несколько раз подзывая к себе Дохтурова, жаловался на мнения тех, которые рвались в бой. 9 октября, наконец, было получено донесение от Дорохова о выступлении Наполеона из Москвы. На Дохтурова Кутузов возложил ответственную задачу: удостовериться в движении Наполеона и узнать его направление. От этих известий зависели все дальнейшие распоряжения Кутузова. И как только Дмитрий Сергеевич Дохтуров их получил, приказал Дохтурову двигаться к Малоярославцу, находящемуся на Боровской дороге, в 58 верстах от Калуги, и не пропустить неприятеля дальше. Жестокое сражение под Малоярославцем длилось более пяти часов, город восемь раз переходил то к французам, то к русским. «Наполеон хочет все же пробиться, - говорил Дохтуров, - но Дмитрий Сергеевич Дохтуров пробьется только по моему трупу». В конце концов Наполеон прекратил битву и удалился от Малоярославца. Войска его остались на левом берегу реки Лужи и вынуждены были двинуться по старой Смоленской дороге. Воздавая почесть подвигу Дохтурова, император Александр I наградил его орденом св. Георгия 2-й степени.
До конца Отечественной войны и в сражениях за освобождение Европы в 1813 и 1814гг. Д.С. Дохтуров принимал самое активное участие. Последнюю свою награду, орден св. Владимира 1-й степени, Дмитрий Сергеевич Дохтуров получил за участие в великой битве народов и 7 октября 1813г. вместе с другими победителями вошел в Лейпциг.




По возвращении в Россию 1 января 1816 г. Дмитрий Сергеевич Дохтуров по состоянию здоровья был уволен со службы с правом ношения мундира и полной пенсией. Искреннюю признательность и сожаление выразили сослуживцы, провожая его в отставку. Генералы и офицеры 3-го пехотного корпуса подарили ему табакерку с изображением малоярославской битвы и надписью:
«Третий корпус, служивший с честью и славою под Вашим начальством в знаменитую 1812г. войну, подносит Вам в знак признательности табакерку с изображением подвига Вашего при Малоярославце и просит принять как памятник признательности». Подарок был очень дорог Дохтурову.
Желая остаток жизни своей провести среди родных и близких, Дохтуров с женой своей княгиней М.П. Оболенской поселился в радушно встретившей его Москве. Но недолго продолжался здесь земной отдых, заслуженный столькими ратными трудами. 14 ноября 1816г. Дмитрия Сергеевича Дохтурова не стало.



История создания Московской государственной картинной галереи Ильи Глазунова началась с Постановления Правительства Москвы от 6 апреля 1999 года. В этом документе говорилось об учреждении специального музея - «Московской государственной картинной галереи Народного художника СССР Ильи Глазунова», присвоении ему первой категории и размещении в старинном 3-х этажном здании по улице Волхонке.

Холл






Этот музей был создан специально для того, чтобы сохранить и сделать достоянием широкой публики картины художника, переданные им в дар городу Москве в день 850-летия Москвы. Официальное открытие галереи состоялось 31 августа 2004 года, накануне Дня города. Основу экспозиции составляют картины Ильи Глазунова. Это – портреты современников, исторические картины, пейзажи, иллюстрации к произведениям русских классиков, графика и др. Демонстрируются также вещи из личной коллекции художника: иконы, старинная мебель и другие предметы антиквариата.










В галерее представлены свыше 700 работ, в том числе монументальные исторические полотна (полотна «Вечная Россия», «Мистерия XX века», «Разгром храма в Пасхальную ночь»), портретная живопись и театральные декорации к русским классическим операм. Большой раздел экспозиции посвящен иллюстрациям художника к произведениям русских писателей-классиков.

Илья Глазунов

Ректор Российской Академии живописи ваяния и зодчества, Действительный член Российской академии художеств, профессор, Народный художник СССР, Почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, Кавалер "Золотой медали Пикассо" награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, Лауреат премии Джавахарлала Неру, Лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Илья Сергеевич Глазунов родился в Ленинграде 10 июня 1930 года. В 1942 году 11-летнего Илью после смерти всех его родных от голода в осажденном Ленинграде вывозят по "Дороге жизни" в деревню Гребло Новгородской области. В 1944 году он возвращается в Ленинград и поступает в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. В 1948 году первое упоминание в прессе о художнике Глазунове (газета “Ленинградская правда” от 28 октября). В 1951 по окончании художественной школы поступает на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР по мастерской профессора Бориса Иогансона. Далее начинается богатая художественная жизнь. Илья Глазунов создает картины “Ф.М.Достоевский в Петербурге”, “Князь Мышкин”, “Рогожин”, “Настасья Филипповна”. Начинает работу над художественным воплощением образов Ф. М. Достоевского, над иллюстрациями к произведениям А. А. Блока. Получает Гран-при на IV Международном конкурсе молодых художников в Праге за портрет Юлиуса Фучика. Создает серии портретов деятелей мирового искусства, таких, как Д. Сикейрос, Д. Сорано, Ф. Феллини, М. Шометт, М. Казарес, положивших начало мировой известности Глазунова как портретиста. Много ездит по стране - Белозерск, Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Новгород, Псков, Горький, Ярославль.



























В связи с победой на Международном конкурсе молодых художников в Праге в Центральном доме работников искусств в Москве открывается первая персональная выставка Глазунова. Участвует во всемирном фестивале молодежи и студентов. Заканчивает Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В этом же году переезжает жить в Москву. В 1959 году в Неаполе П.Риччи выпускает монографию “Илья Глазунов”. Работает над иллюстрациями к произведениям П. И. Мельникова- Печерского “В лесах”, “На горах”, “Княжна Тараканова и принцесса Владимирская” и другим. Создает картины “Русский Икар”, “Андрей Рублев”, открывающие цикл произведений на темы русской истории. Первая поездка в Италию по приглашению Д. Лоллобриджиды для написания ее портрета. В 1964 Первая персональная выставка в Манеже.
Работает над иллюстрациями к произведениям А. И. Куприна “Яма”, “Брегет”, “Гамбринус” и другим. Публикует в журнале "Молодая гвардия" главы из книги “Дорога к тебе. Из записок художника”, в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. В 1966 едет по приглашению в Данию для написания портрета премьер-министра Отто Йенса Крага.
В 1967 Творческая командировка во Вьетнам в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Результат ее — серия работ о сражающемся Вьетнаме. Выпущен альбом “Дни и ночи Вьетнама” (М., Изобраз. искусство). Активно участвует в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Принят в Союз художников СССР. Работает над иллюстрированием драм А. К. Толстого “Царь Борис” и “Дон Жуан”.
В 1968 году поездка на русский Север, положившая начало серии работ: “Русский Север. Родина”, “Кирилло-Белозерский монастырь” и другие.
В 1972 году входит монография “Илья Глазунов” (М .Изобраз. искусство). Выпущен альбом “Илья Глазунов” (М.: Планета). Выпущен “Вьетнамский дневник” (М.: Прогресс).
В 1972 работает над иллюстрациями к произведениям Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”, “Очарованный странник”, “Левша”, “Тупейный художник” и другим.
В 1973 году в Москве издательством “Художественная литература” выпущен роман Достоевского “Белые ночи” с иллюстрациями Глазунова. Творческая командировка в Чили, где Глазунов создает серию работ. Выходит альбом “Чили глазами художника” (М., Изобраз. искусство). Присвоено звание “Заслуженный деятель искусств РСФСР”. Едет по приглашению в Индию для написания портрета премьер-министра Индиры Ганди. Присуждена премия имени Джавахарлала Неру за укрепление индийско-советской дружбы.
В 1974 году едет по приглашению в Финляндию для написания портрета президента Урхо Кекконена. Выпущен альбом “Песнь о Чили” (М., Изд-во Агентства печати Новости).
В 1976 году вышел документальный фильм “Илья Глазунов”.
В 1977 году творческая командировка на строительство Байкало-Амурской магистрали. Создает серию работ “БАМ”.
Начинает преподавательскую деятельность в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова.
В 1979 году вышли альбомы “Писатель и художник” и “БАМ” (М.: Изобраз. искусство). Присвоено звание “Народный художник СССР”. Присвоено звание почетного члена мадридской Королевской академии изящных искусств Сан Фернандо и барселонской Королевской академии изящных искусств Сан Хорхе
В 1980 году по предложению ЮНЕСКО пишет живописное панно “Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию”. Картина явилась даром СССР ЮНЕСКО. Работает совместно с женой — художницей Н. А. Виноградовой-Бенуа над декорациями и костюмами к опере А. П. Бородина “Князь Игорь” для Государственной оперы в Берлине, ГДР. Присвоено звание “Народный художник СССР”
В 1981 году по поручению Министерства культуры СССР в Москве Глазунов организует Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства. Назначен его директором. Работает совместно с женой — художницей Н. А. Виноградовой-Бенуа над декорациями и костюмами к балету “Маскарад” (музыка А. И. Хачатуряна) для Театра оперы и балета в Одессе. Присвоено звание профессора по кафедре живописи и композиции Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова.
В 1983 году работает совместно с женой — художницей Н.А.Виноградовой-Бенуа над декорациями и костюмами к опере Н. А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” для Государственного академического Большого театра оперы и балета в Москве. Творческая командировка в Никарагуа. Создает серию “Никарагуанский дневник”. Вышел альбом “Телеграммы из Никарагуа” (М.: Изд-во Агентства печати Новости). Издан альбом “Художник и время: Илья Глазунов” (М.: Сов. Россия) Едет по приглашению в Италию для написания портрета президента А. Пертини.
В 1985 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1987 году назначен пожизненным ректором Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.
В 1997 году назначен членом Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО
В 1999 году Мэр Москвы подписал постановление о создании в Москве картинной галереи Ильи Глазунова.




Зал номер 5, единственный в котором можно официально проводить съёмку

































Семья Ильи Глазунова

Под высокими сводами академического коридора — бывшей Императорской Академии художеств — 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его женой,— Нину Виноградову-Бенуа. Художник пишет о ее "рассветных глазах", об удивительной душе, нежности и силе. Образ жены Нины угадывается во многих работах художника. Происходила Нина Александровна из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Ее дядя Н.А.Бенуа 30 лет был главным художником "Ла Скала", другой родственник — всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать — родная сестра бабушки Нины Александровны, которая была дочерью архитектора, ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата всемирно знаменитого Александра Бенуа.
Нина Александровна Виноградова-Бенуа была тонким художником. Созданные ею костюмы и совместная работа с Глазуновым над театральными декорациями принесли ей заслуженный успех в Берлине (оперы "Князь Игорь" и "Пиковая дама") и Москве (опера "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии").
Бесспорно, является одной из сокровеннейших, интимных работ художника картина "Наш Санкт-Петербург. Памяти жены, художницы Н. А. Виноградовой-Бенуа". Если бы не столь современное ощущение и видение одиночества и тоски мятущейся души художника, то можно было бы утверждать, что эта работа принадлежит кругу столь любимого Глазуновым "Мира искусства". Таинственно ожившая венецианская кукла в костюме Пьеро на фоне большого петербургского окна, где в промозглых сумерках угадывается знакомый каждому петербуржцу силуэт Исакиевского собора, а зимний ветер крутит снежные вихри около черной проруби на Неве с такой типичной глазуновской фигурой одинокого человека... Как восхитительна и изысканна по колориту эта одна из лучших работ художника! Сколько ассоциаций вызывает у зрителя бабочка, столь же странная, как раковина Врубеля, в которой он увидел сказку, доступную только для его мистического мироощущения. На ампирном столике красного дерева около бабочки — обручальное кольцо. На миниатюре Александра I Благословенного можно прочитать слова, написанные по-французски: "Наш ангел на небе". Картина звучит, как музыка, которую хочется слушать без конца, открывая для себя все новые и новые аспекты поэтической символики, выплеснутые И.С.Глазуновым словно со дна своей хрупкой и нежной души.

Но о личной жизни мэтра ходили легенды – в частности о его любвеобильности и патологической ревности.

Роман 26-летнего художника и 19-летней студентки ВГИКа Ларисы Кадочниковой закрутился стремительно. О нем знали многие – в том числе и жена Глазунова. На тот момент со времени их свадьбы прошел всего год. Нина тоже была художницей, представительницей знаменитого рода Бенуа. Илью даже за глаза попрекали, что он «примазался» к прославленной фамилии, чтобы беспрепятственно войти в мир искусства. Супруга не обращала внимания на слухи – она безумно любила мужа и ради него пожертвовала своим талантом, превратившись в прислужницу гения. Роман с Кадочниковой Нина восприняла достойно. Даже оправдывала мужа тем, что для творчества ему нужно постоянно находиться в состоянии влюбленности.
- В то время я не отдавала себе отчета, что нельзя связываться с женатым, – рассказывает Лариса Валентиновна. – Влюбилась в Илью с первого взгляда. А он постоянно твердил, что я его Муза.
Справка
Лариса КАДОЧНИКОВА родилась в Москве 30 августа 1937 года.
Снялась в более чем 40 картинах: «Белая птица с черной отметиной», «Мичман Панин», «Тени забытых предков», «Черная курица, или Подземные жители» и др. Народная артистка РФ и Украины.

Супруга Ильи Сергеевича — Нина Александровна Виноградова-Бенуа — скончалась в 1986 году. 22 сентября 1986 года в Ленинградском манеже должна была открыться персональная выставка художника. А накануне открытия Москву облетела трагическая весть: покончила с собой жена мэтра – Нина Виноградова-Бенуа. Выбросилась из окна. Тайну смерти женщины так и не разгадали. Почему она это сделала? Сама или кто-то «помог»? Зачем перед прыжком надела шапку? Хотя именно последнему факту многие нашли объяснение: хотела, чтобы муж увидел ее в последний раз красивой.

Илья Глазунов
«— Моя жена была очень верующая, православная. Я помню, как внимательно и восторженно смотрели дети на изысканные и тонкие по цвету акварели мамы, работавшей над историей русского костюма и над его сценическим воплощением — к операм «Князь Игорь» Бородина и «Сказание о деве Февронии и невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.
Преждевременную кончину Нины Александровны Глазунов переживал особо. Он пишет: «Уход из жизни матери был и остается вечно кровоточащей раной в душах моих детей. Эту боль я делю с ними всегда, стараясь вложить в них свою любовь… И только Господь Милостивый знает, как тяжко было мне выдержать этот всесокрушающий удар судьбы, отнявший ее у нас… Как трудно было всем нам выбраться из бездонной пучины горя и одиночества… Я всегда буду благодарен детям за то тепло, которым они в те годы согревали мою скомканную душу».

Чудовищная трагедия отбила у Глазунова желание жениться снова. Но на наличие в его жизни «муз» это не повлияло. Подруги менялись часто. Не выдерживали тяжелого характера гения или просто оставались рядом, пока были нужны деньги. Одну барышню Глазунов выгнал сам, застав на отдыхе в постели с собственным водителем.

Касаясь вопроса воспитания, Илья Сергеевич отмечает, что всегда «брал детей в короткие путешествия по Русской земле — в Троице-Сергиеву лавру, во Владимир, в Ростов Великий, в Суздаль, красота которых запоминается на всю жизнь. В детские души должна была запасть навсегда любовь к зримому образу Родины — великой Руси».

Художник гордится, что дети пошли по его стопам. Он пишет, что они «жили и воспитывались в атмосфере искусства: спасенные от уничтожения иконы, русские народные костюмы, ампирная и новорусская (абрамцевская и талашкинская) мебель. Учились живописи сын и дочь у отца. Вот что вспоминает об этом сам художник: «Моим детям во время учебы попадало от меня больше, чем остальным студентам, особенно Вере. Не забуду ее слез у одного из портретов работы Ван Дейка, который она копировала на первом курсе академии. У Веры уже есть дочка Полина и сын Илья… Мне всегда хотелось, как и каждому отцу, чтобы мои дети были лучше всех — умеющими, любящими и знающими — примером для других учеников».
Дети И. С. Глазунова — Иван и Вера — стали художниками. Илья Сергеевич много писал детей, их возрастание и возмужание запечатлелось и осталось теперь в его портретах, графических и живописных, на которых с нежностью переданы их младенческие лета, уходящее детство, отрочество, и, наконец, зрелость.

Источники: http://www.glazunov.ru/RU/000_bibliogr.htm;
http://www.lindarevista.es/news/article5018.html

Сейчас Илья Глазунов живёт в Москве, продолжает работать над новой картиной «Похищение Европы», преподает студентам.
Илья Глазунов:
- На полотне – Америка, подплывающая к ней Европа, а за ней окровавленная страна, в шесть раз превышавшая Римскую империю, – Российская империя. В Америке – ликование! У меня много начатых работ! У меня тысячи замыслов! Я надеюсь жить до 200 лет! И чувствую себя я сейчас бодрее, чем мои первокурсники!
Автор мемуарно-публицистических и историко- художественных книг "Дорога к тебе" (1965 г.), "Наша культура – это традиция" (1991 г.), "Россия распятая" (1996 г.), "Русский интерьер" (1998 г.).
Глазунов - художник, вокруг имени которого вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает. Глазунов остается одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходят по столицам и крупнейшим городам планеты - от Мадрида до Токио, доносят душу и жизнь России до мировой цивилизации.

Вернемся в музей. Коллекция музей включает экспонаты, собранные художником:
Иконный зал (собрание икон и предметов быта старой Руси).
Коллекция мебели неорусского стиля (конца XIX - начала XX века).






















В июне 2009 года галерея попала в поле зрения массмедиа, когда в день 79-летия художника её посетил премьер-министр России Владимир Владимирович Путин и во время осмотра нескольких картин высказал некоторые замечания по изображённым деталям. Например, осматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), он сказал: „Меч коротковат, как ножик перочинный в руках смотрится“. Художник согласился и сказал, что придется доделать картину.[1]

В галерее Народного художника России И.С. Глазунова, проводятся экскурсии с осмотром постоянной экспозиции, концерты классической музыки, лекции, конференции и другие интересные мероприятия. Есть кинозал, где демонстрируется фильм о жизни и творчестве Народного художника России И.С. Глазунова.
Местонахождение 119435, Москва, улица Волхонка, 13.
Проезд Станция метро Кропоткинская
Телефон 8 (495) 291-69-49
Открыт ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 19:00. Касса работает до 18:15.Билет 20-60 рублей
Tags: прогулки по Москве, репортажи, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments