Ольга (kazan_love) wrote,
Ольга
kazan_love

Categories:

Габидзашвили Тарик Варламович – человек легенда.



И ещё о Тариэле Габидзашвили. Как много успел и сделал этот человек! Сегодня отдавая последнюю дань, собрались люди из совершенно разных областей и сфер. Многие плакали, но все старались держаться. Я была только в морге, хоронить под Гжель не поехала, да и не настолько была с ним близка. Из всех, пришедших проститься с Тариэлом знала только пару борзятников. Очень много сильных и красивых мужчин стояли рядом с гробом и еле сдерживали слёзы. Сколько теплоты и доброты сегодня витало в воздухе, несмотря на столь печальный момент. Передать словами трудно. Почти все говорили о наследии, которое оставил Тарик. Он вырастил немало учеников, последователей. Он сплотил вокруг себя огромное количество людей. Хочется рассказать, что успел сделать этот человек за свою жизнь. Горько, когда уходят такие люди…



Тариэл Варламович Габидзашвили

Родился 9 апреля 1938 года в Москве в семье артистов Большого театра.
Несмотря на то, что родители пророчили ему театральную карьеру, Тарик посвятил всю свою жизнь животным.

Тариэл Варламович Габидзашвили - Почетный член Королевского Английского Кеннел Клуба, на протяжении последних 15 лет - бессменный председатель секции борзых Московского общества охотников и рыболовов, а также почетный член Росохотрыболовсоюза.

Актер киностудии "Мосфильм", сотрудник ботанического сада МГУ.

Ушел из жизни 12 октября 2012 года.

Рассказывает режиссёр, у которого Тариэл Варламович снимался:



"Актерской профессии никогда не учился. Снимался у меня в 'Тиле' и многих других картинах. Сам он художник, закончил Суриковское училище, но увлекся совсем другим делом, которому себя и посвятил - животным. Их он обожает. В золотые времена 'Мосфильма' ведал студийной зообазой, располагавшейся тогда на станции Петушки. Сколько его питомцев снималось в наших фильмах! Ворон, осел, сова, индюки, утки, гуси - это все его актеры . И, конечно, собаки всех возможных пород. У нас еще в 'Тиле', а теперь и в 'Часах без стрелок', снимались его собаки-хорты, которые, кажется, просто сбежали с картины Брейгеля. Были в его хозяйстве и волки, и медведи. Каким образом он их дрессировал, почему они выполняли все его задания - для меня до сих пор загадка и тайна. Но все, что мы просили, его артисты всегда выполняли. Совы в 'Тиле' летали по декорации города на метре от земли, создавая ощущение колдовства и мистики. Овчарка в 'Законе' работала в кадре просто как профессионал высшего класса.

Сейчас у Тарика на территории МГУ небольшой участок, где стоят вольеры для подопечных из его зверинца. Больше всего у него собак - штук сорок. Он вожак их стаи. Все свои деньги он тратит на то, чтобы их содержать - кормить, лечить. Представляете, как в наше время прокормить такую свору? Под открытым небом у него стоят шесть огромных котлов, в которых кипятится варево из мясных обрезков, круп, костей... Там, кстати, мы и снимали эпизод из 'Часов без стрелок'. Великолепная декорация! А всего-то понадобилось принести в нее диванчик красного бархата.

Он сам там же и живет в маленьком домике рядом с вольерами. Спит на столе. А под столом у него жил огромных размеров волкодав. Если иногда Тарик опаздывал, то обычно его место уже было занято - на столе спал волкодав. Тарик его никогда не сгонял, сам ложился под стол, и уже было не понять, кто кому хозяин. Увы, волкодав недавно умер...

Живется Тарику очень тяжело. Таких подвижников в кино, да и не только в кино, практически уже не осталось".

Работы

Роли в кино:
2010 - Никитские ворота.
2007 - Разметка.
2007 - Джоконда на асфальте ... Нардо.
2005 - Сатисфакция ... эпизод.
2004 - МУР есть МУР ... Юсуп.
2003 - Северный сфинкс ... эпизод.
2001 - Я - император ... эпизод.
2001 - Часы без стрелок ... Нардо.
2001 - Нина. Расплата за любовь ... бомж.
2001 - На углу у Патриарших-2 ... эпизод.
1999 - Облако над раем (короткометражный).
1984 - Мёртвые души ... дворовый Ноздрева.
1981 - Мужики!.. ... эпизод.
1976 - Легенда о Тиле ... горожанин с обезьянкой.

Источник: http://www.kinoboom.com/o-persone/tarik-tariel-gabidzashvili

От борзятников

Борзые Тариела Габидзашвили

Габидзашвили- это легенда и настоящее большого периода отечественного собаководства.
Один из активнейших людей, который посвятил всю свою жизнь возрождению редких пород отечественного собаководства. Его заслуга в возрождении кавказских овчарок, хортых борзых, и почти исчезнувшей породы-русских степных борзых. Тарик (так его ласково называют все борзятники), посвятил всю свою жизнь животным. Почетный член Королевского Английского Кеннел Клуба, на протяжении последних 15 лет- бессменный председатель секции борзых Московского общества охотников и раболовов, а также почетный член Росохотрыболовсоюза.




Источник фотографии: http://www.dog.ru/index.php3?mode=7&id=120712

«Он был символом, что-ли, прежнего борзомира....
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ТЕБЕ, ХОРОШИЙ БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК!!!»

«A соболезновать-то по сути мы можем только сами себе: тем, кто знал и любил его таким, какой он был для каждого из нас - разным. Для кого-то - близким, для кого-то известным по-наслышке, для кого-то: старейшим борзятником, автором книг, а для кого-то актёром, дрессировщиком, волшебником, умеющим обращаться с диким зверьём, как с малыми детьми, и с малыми детьми как сказочный волшебник. И сам он, сколько помню его, был больше похож на сказочный персонаж, и роли его в кино часто были такими. Потому что просто сказочно он был одарён то природы. Великолепно сложённый, обладающий фантастической силой, он имел абсолютный музыкальный слух и прекрасно пел, незаурядные художественные способности (учился в Строгановке). Царство ему небесное и место покойное».

Источник: http://offtop.ru/borzoi/v1_728537__.php?of7547=bjc3j0cduk943djjlqhnf338d0

Беседа Ирины Волковой с Тариэлом Варламовичем Габидзашвили в журнале "Друг" (журнал для любителей собак) № 9, 2001г. Фото Ольги Агаджановой.



Об этом человеке я слышала много хорошего и от "собачников", и от людей творческих профессий: о его любви к животным и необыкновенно трепетном их отношении к нему, что он легко находит контакт с самыми разными представителями фауны и поэтому они с удовольствием выполняют все, что ему нужно, в общем, Тариэл Варламович Габидзашвили - человек неординарный.

Каких только эпизодов с животными ни снимали с его помощью, а иногда и при его непосредственном участии кинематографисты! Это и волки (помните встречу персонажа Олега Борисова с этим хищником в фильме В. Абдрашитова "Слуга"?), и павлины, и коты, и орлы (один из них, по имени Степанида, "играл роль" коршуна в "Сказке о царе Салтане"), и лисицы, и лани, и собаки, и лебеди, и особенно медведи. С ними Тарику (так любовно называют его друзья) вообще везло: с одной из них, медведицей по имени Микуша, у них было долгое творческое содружество и они прожили душа в душу лет тридцать - эту дату даже отметили в кругу друзей.

Его и самого приглашают сниматься, особенно когда в кадре зверь должен взаимодействовать с человеком. Так, в фильме "Легенда о Тиле Уленшпигеле" режиссер Владимир Наумов придумал специально для него маленькую роль: Тариэл ходил по базару со сворой собак. При знакомстве с этим добрейшим человеком не мудрено стать "жертвой" его обаяния. Вот и я так увлеклась историями Тариэла Варламовича о его жизни с животными, что забыла, что представляю журнал для любителей именно собак, и, вспомнив об этом, попросила моего собеседника перейти на "собачьи" рельсы. А о собаках нашему герою есть что рассказать - он является заводчиком коллекционной группы аборигенных пород собак питомника ИПЭЭ им. АН. Северцова РАН - Биофака МГУ.

- Тариэл Варламович, расскажите, пожалуйста, про своих борзых. Как и когда они у Вас появились, почему Вы ими заинтересовались?
- Снимался фильм "Война и мир", а я в то время работал на Зообазе Центрнаучфильма под Петушками с волками и медведями. К тому времени у меня подрос помет из трех волков-подростков, кроме того, были там и взрослые звери во главе с волчицей Машкой. Когда молодому волку Лобанчику было года полтора-два, Мосфильм пригласил его для съемки сцены, той самой, где борзые должны были задрать волка. Я немного посмеялся тогда, не представляя себе, как собаки осмелятся даже попытаться его порвать: он и в своем нежном возрасте умел за себя постоять. Было много смешных моментов. Собаки, которых привезли для съемок, никакого желания набрасываться на волка не испытывали, поэтому нужную сцену снять так и не удалось. Тогда Бондарчук приказал привести всех собак и водить их мимо моего Лобанчика - посмотреть, кто на него среагирует. Но собаки необычайно послушно жались к ногам хозяев и никому из них даже в голову не пришло броситься на волка.

Тут начались любительские анекдотические предложения: привязать к волку кошку, бросить около него котлету и т.д. В результате что можно было сняли, а вот сцены работы по волку не было. Тогда натянули сетку, с одной стороны которой пустили собак, а с другой - Машку с волчатами, и сняли со стороны камеры общий план. И гончие, и борзые проскакали, а эпизода с волком, который описал Лев Николаевич в своем романе, никак снять не выходит.

Бондарчуку в те годы были предоставлены все условия для съемок, потому что американцы уже выпустили свой вариант "Войны и мира" и наш, конечно же, должен был быть лучше. "Зеленая улица" была дана ему на все, но тем не менее сцену эту снять никак не удавалось. Тогда в питомнике "Красная звезда" взяли овчарку, подгримировали ее под волка... Вот таким образом и удалось снять этот эпизод, а под настоящего волка никто из борзых так и не пошел. А потом борзых снимали много, в том числе и в фильме "Андрей Рублев" есть эпизоды с ними.

- Значит, Вы не разочаровались в борзых?
- Наоборот, мне стало очень интересно: в чем же дело, собаки ли такие бездарные или хозяева не умеют работать с ними... Я стал общаться с борзятниками и в течение нескольких лет наблюдал, что они с собаками делают, как кормят. У меня никогда ни с какими собаками проблем не было, и тут, как я понял, виноваты люди. У меня даже волки ходят без поводка и приходят по моему свистку, а они своих собак боятся с поводка спустить - убегут. Дома у них киснет миска с едой, а на улице собаки хватают все, что попало, но хозяева борзых объясняют это их аристократизмом. Подумал: а если попробовать с ними, как с обычными собаками? Потом решил, что со слов ничего не пойму, пока у меня нет своей борзой.

Помог случай. Пошел я на Птичий рынок присмотреть горлиц для съемок. Стоял ноябрь. Вижу: два промерзших пацана держат на руках скрюченного, совершенно замерзшего хортого борзого щенка. Выяснилось, что мать не пустила их с собакой в дом (кто-то привез им щенка из какого-то питомника в Ростовской области), и они просили за нее хотя бы пять рублей. У меня была десятка, я им ее отдал и пошел пешком (на дорогу не осталось) домой со своей покупкой. К тому времени собак у меня, правда, дома не было, но квартира была коммунальная, а в комнате в хрустальной вазе (когда-то подаренной моему отцу) гнездились горлицы. Пианино было застелено бумагами, и там обосновались голуби, сороки, галки, белки. Так вот, несмотря на то, что моя мать была очень терпеливой женщиной, увидев меня с собакой, она тихо сказала: "Ну хорошо, теперь я повешусь!" И я пошел к своему другу, державшему псовых борзых в старом деревянном доме. Он согласился, чтобы моя собака (я назвал ее Ночка) перезимовала у него, а весной я возьму и его собак, и свою к себе на Мосфильм.

И вот наблюдал я за этими борзыми и не заметил у них никаких патологических отклонений, дефектов самой породы. Я начал с ними работать, устраивал пробежки на велосипеде, а к осени, когда получили заявку со студии Центрнаучфильм на съемку разных собак, в том числе и борзых, в небольшом фильме "За что мы их любим?", мы смогли предоставить своих питомцев. Надо было показать, как борзые охотятся на зайца. Я говорю: "Ладно, подготовлю!" Мне говорят: "Ну что тут готовить?" Тогда я поехал на Птичий рынок, купил кролика, положил перед борзой. Кролик возмутился, зарычал на нее, а собака попятилась. Я и говорю: "Вот вам и без подготовки..." Наконец Ветка, собака моего друга, показала работу. А моя Ночка сначала смотрела и, видно, думала - можно или нельзя, ведь до этого собакам все время говорили: "Кошку - нельзя, косулю -нельзя!" А что же можно? И когда одна из них рискнула взять зверя, то стали брать и остальные. Так и сняли несколько дублей.. Потом мы поехали на испытания в Домодедово, и здесь я в первый раз увидел этот "коллективчик" владельцев борзых и их выезд на полевые испытания. Я хоть тогда многого не знал, но был удивлен и тем, как там проходила экспертиза и как люди нетактично себя вели. Я безуспешно пытался понять, что происходит. Как можно все извратить!

В общем, для меня главное, что собаки - работают, а все, что люди вокруг этого устраивают, мне глубоко противно. И экспертиза, и все эти клубные дела были так извращены, что просто уму непостижимо...

И, к сожалению, эти недостатки бытуют у нас на полевых испытаниях до сих пор. И как это можно, чтобы "подпускать" собак! Если бы это проходило в старину, то такие люди больше никогда не были бы приглашены на охоту. Да и все эти испытания на дипломы настолько относительны! Давно пора переписать и правила испытаний, и правила выдачи дипломов. Вон Конституцию и ту переделывают.

- Разочаровавшись в борзятниках, Вы все-таки не перестали интересоваться борзыми?
- Нет, потом я, может быть даже из упрямства, стал продолжать заниматься ими: собаки-то интересные, соображают хорошо и они не виноваты, что хозяева плохо с ними работают.

- Как же у Вас образовались нынешние собаки?
- Это было довольно сложно: я никак не мог купить щенка из того помета, который хотел. Мне сбрасывали только собак-отказников, выращенных неправильно, причем за приличные деньги, хотя справедливо было за них доплачивать мне. Это было еще на базе в Петушках.

- А здесь-то они когда и как оказались?
- Это благодаря члену-корреспонденту АН, руководителю кафедры высшей нервной деятельности биофака МГУ профессору Леониду Викторовичу Крушинскому. Я еще раньше, в Петушках, помогал ему в его исследованиях поведения, зрительной оценки и рассудочной деятельности различных животных (волков, медведей, собак, кошек), и он попросил поработать с этими животными здесь, в МГУ. Мы перевезли их сюда. Привезли и двух моих медведиц. В организации питомника очень помогли также директор Ботанического сада МГУ (он предоставил место для постройки вольеров) профессор Вадим Николаевич Тихомиров и академик Владимир Евгеньевич Соколов. Я же пытался все-таки найти тот питомник борзых, из которого происходила моя Ночка. Хортые тогда в Москве были редкостью, и я искал другую собаку, о которой мне говорили. Нашел ее уже в возрасте 9 лет, кстати, недалеко от моего дома. А питомник тот я так и не нашел. Зато в Ставрополе в ауле Эдельбай, обнаружил сохранившихся тут борзых. Здесь с ними охотились всадники на лошадях, как в старину.

Привез я оттуда прекрасного кобеля на племя. Возил собак и из Ростова. И часть своих пометов раздавал по стране в обмен на других. Постепенно гнезда хортых образовались в Белоруссии и на Украине. Так годами (примерно с конца 70-х годов) и складывался нынешний питомник. Сейчас у меня и псовые, и хортые, и степные -всего 38 собак.

- Возите ли Вы своих собак на полевые испытания?
- Конечно, обязательно.

- И на выставках бываете?
- А как же! Не только бываю, но и здесь провожу выставки, я же председатель секции борзых МООиРа.

- А по какому принципу Ваши питомцы располагаются в вольерах?
- По принципу взаимоотношений - кто с кем дружит, иначе будет драка.

- И что Вы теперь думаете о борзых?
- Считаю, что их по-прежнему надо спасать, потому что никто так не портит собак, как люди: некоторые от чрезмерной любви, а некоторые от неприятия этих нестандартных по внешнему виду собак.

- Вы и этих собак готовите к "творческой жизни"?
- Да, когда приглашают в картину, то они снимаются. Прежние поколения борзых снимались у Светланы Дружининой в ее фильмах, и у Виталия Соломина в фильме "Охота", а нынешние - потомственные кинозвезды - у Алексея Сахарова в "Барышне-крестьянке", а также во всех своих фильмах их и сейчас снимает Владимир Наумов: "Белый праздник", "Мадонна на асфальте", "Часы без стрелок".

- А куда девались волки и медведи, которые жили здесь в "эпоху" Крушинского?
- Волки спокойно дожили свой век, а медведи уехали в Голландию. Их хотели взять для съемок в Эстонию, но, пока оформлялись всякие документы, их уже увезли голландцы. К сожалению, для наших косолапых кинозвезд не нашлось места в России.

- Как Вы считаете, что главное в том, чтобы добиться от животного не просто послушания, а выполнения определенных действий?
- Главное - наладить с ними контакт, то есть добиться взаимопонимания. Если это есть, то тогда можно животному все объяснить Я не люблю слова "дрессировка" и не занимаюсь ею. Я просто обучаю зверя, как выполнить то, чего я от него хочу. Когда собака поняла, что и как надо делать, я даже могу не смотреть в ее сторону, а она уже сама знает, что и когда делать. Был случай, когда на меня сел верхом медведь, тут уж мне было не до того, чтобы отдавать собаке команды, но она сама поняла, что мне нужно помочь. Как собака знает, когда именно ей вступать в работу, - это очень сложно объяснить.

Разговор с Тариэлом Варламовичем продолжался еще долго, и беседа вышла далеко за пределы проблем борзых и их отношений с людьми. Неожиданность суждений, свобода взглядов и широта мысли нашего героя никак не хотели вмещаться в рамки одной журнальной статьи. Поэтому редакция "Друга" приняла решение продолжить беседы с этим удивительным человеком. Непосредственно в ближайших номерах.

Интервью брала Ирина Волкова
Фото Ольги Агаджановой

Источник: http://borzoi.org.ua/index.php?itemid=425


Источник фотографии: http://www.dog.ru/index.php3?mode=7&id=120712

Очень хочется поблагодарить Наталью Николаевну Гребецкую за организацию похорон, поминок и много ещё чего. Она взвалила на себя огромную ношу.
Светлая память и земля пухом.
Tags: научно-популярное, собачье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments