Ольга (kazan_love) wrote,
Ольга
kazan_love

Categories:

Новоспасский монастырь в Москве

Мы с влчком Канисом ходим на пруд Новоспасского монастыря почти каждый день и до сих пор так и не сходила в этот монастырь на экскурсию...большое упущение. Святое место.

Оригинал взят у philologist в Новоспасский монастырь в Москве
Оригинал взят у eho_2013 в Новоспасский монастырь в Москве: материал с френдленты
Оригинал взят у oksana52 в Новоспасский монастырь, Москва
mclaren2000 источник




Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь - одно из красивейших мест Москвы.


Монастырь находится между метро Пролетарская (от метро до него метров 500) и Краснохолмской набережной. Это вид при подходе к монастырю.



Особенно впечатляют башни и стены.


Сам монастырь основан в конце 15 века, а вот башни и стены - это уже середина 17 века.


Главный храм монастыря - Спасо-Преображенский собор, также построенный в середине 17 века.


Собор был построен на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых.

Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу Романову. Он был убит террористом в 1905 году, а крест был первоначально установлен на территории Кремля. После переноса останков в Новоспасский монастырь, был воссоздан и крест по прежнему проекту.

Церковь Николая Чудотворца.

Братские кельи.

Часовня 300-летия дома Романовых, поставленная в 1913 году.

Западная башня монастыря. Единственная четырехугольная.


Надвратная колокольня с церковью Сергия Радонежского, построенная в конце 18 века.


Храм Покрова Пресвятой Богородицы.


Растительность на территории монастыря исключительно бурная.


В этом монастыре можно свободно везде ходить и фотографировать. На входе предлагаются экскурсии, в том и числе и англоязычные.

Поклонный крест у входа в Новоспасский монастырь.

Новоспасский пруд между монастырем и краснохолмской набережной.


Зимой вид на монастырь, наверное, получше, летом очень уж много листвы.

Храм Сорока Севастийских мучеников, расположенный напротив монастыря.

Ну и еще немного фото Новоспасского монастыря.








Первая обитель Москвы. Новоспасский монастырь


Из истории Новоспасского монастыря

Новоспасский монастырь – старейшая монашеская обитель города Москвы. Он основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 г. перенес монастырь в Кремль, откуда в конце XV века обитель была переведена на Крутицкий холм (Васильевский стан) на берегу Москвы-реки и стала важнейшим оборонительным пунктом, отражая многочисленные нападения врагов на город.

По своему новому местоположению монастырь получил название Спаса на Новом, или Новоспасского.

Главный храм обители, Спасо-Преображенский собор, устроен в середине XVII века по образу Успенского собора Московского Кремля архимандритом Никоном, будущим Патриархом. С древнейших времен в Новоспасском монастыре находили место последнего упокоения представители боярского рода Романовых – предки царственного Дома. Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, непременно совершали «царские выходы» в Новоспасскую обитель, чтобы поклониться отеческим гробам.

Здесь покоятся родоначальник Романовых Роман Юрьевич Захарьин, его сыновья, мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова), пострадавшие при Годунове братья Патриарха Филарета и их отец Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт), царевна Ирина, дочь Михаила Феодоровича, и другие яркие предствители этого судьбоносного для России рода. Последними его представителями, нашедшими место последего упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, ум. 1810) и великий князь Сергей Александрович (ум. 1905) - генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя святого страстотерпца императора Николая II. Останки Сергея Александровича были торжественно, с отданием воинских почестей перенесены в Новоспасский монастырь в 1995 г. из Кремля.

Молитва о спасении обретает здесь особое звучание. Служение Богу и Отечеству воспринимается не иначе как продолжение многовековых традиций наших предков. Осознать это нетрудно для каждого, кто хотя бы раз испытал радость молитвенного присутствия в Новоспасском монастыре.

Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью города Москвы. Он был основан в XIII-м веке святым благоверным Князем Даниилом, сыном святого Александра Невского, на месте занимаемом теперь Даниловским монастырем. Но недолго был Спасский монастырь на этом месте. Всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 г., пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 г. перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к церкви Преображения Господня.

Через год вместо деревянного был сооружен и торжественно освящен каменный храм Преображения Господня. В это же время сооружены и другие необходимые для монастыря здания. Кроме того, известно, что при Спасской обители был устроен приют, где бедные и убогие получали пищу и кров.

Во все время существования на старом месте Спасский монастырь был местом постоянного богомолья великого князя и его семейства. В Спасском монастыре находили приют приезжавшие в Москву по делам своих епархий епископы.

В период княжения Иоанна Третьего наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. Как полагают, по инициативе супруги Иоанна Третьего Софии Полеолог начата обширная постройка великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место, на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы - реки.

По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским или монастырем Спаса на Новом.

В 1491 г. Иоанн Третий заложил соборный храм в честь Преображения Господня, а в 1496 г. - освящен.

Почти со времени основания Новоспасский монастырь становится местом погребения знатных боярских родов, преимущественно Романовых. В 1497 или 1498 гг. был погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин.

При Иоанне Грозном Новоспасский монастырь был обращен в крепость и явился сторожевым военным пунктом, защищавшим дорогу в Москву.

С 1640 по 1642 гг. уже со вступлением на престол царя Михаила Федоровича Романова монастырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен прежней деревянной. Для построения таких обширных сооружений были вызваны каменщики, которые образовали слободу вблизи монастыря. После устройства каменной ограды Михаил Федорович возводит жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери, родовой святыни бояр Романовых над местом погребения дядей царя: Василия, Александра, Михаила и Иоанна Никитичей. В это же время была устроена шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович приступил к постройке нынешнего Преображенского собора и Покровского храма.

В царствование Алексея Михайловича 19 сентября (ст. стиль) 1647 г. в монастырь был принесен нерукотворный образ Христа Спасителя из города Хлынова, нынешней Вятки, ознаменованный там чудесами.

Именно в это время цари стали посещать монастырь не только для поклонения гробам своих предков, но и для молитвенного обращения к этой святыни. Образ исчез с приходом в монастырь большевиков.

В XVII-м веке в монастыре были устроены застенки и затворы для преступников и разного рода еретиков. В 1618 г. сюда бы прислан и преподобный Дионисий, знаменитый защитник России в годы лихолетья, настоятель Троице-Сергиевой Лавры. Своими врагами он был оклеветан как мнимый еретик и заключен в Новоспасский монастырь, где его морили голодом и дымом.

Усердие к Новоспасскому монастырю имел царь Феодор Алексеевич, особенно после погребения здесь любимой тетки Ирины Михайловны. Царь считал своим долгом бывать в сей обители, и по примеру отца и деда собственноручно раздавать милостыню настоятелю, келарю и братии обители. Посещали Новоспасский монастырь и царевна София, а также Петр и Иоанн Алексеевич.

С конца правления Петра Первого начинается постепенный упадок Новоспасского монастыря. Лишь Елизавета Петровна имела благоволение к Новоспасскому монастырю, который часто посещала. В 1737 и 1747 гг. во время сильных пожаров в Москве значительно пострадал и монастырь. В 1764 г. при Екатерине Второй последовала известная секуляризация церковного имущества, монастырь лишился всех своих поместий, а значит и доходов. Число обитателей заметно сократилось. Во время эпидемии чумы в 1771 г. Новоспасский монастырь явился и карантином, куда стекались жители со всей Москвы.

Тяжелым испытанием для монастыря стало нашествие Наполеона. Сначала обитель подверглась разрушению от неприятеля, а затем от вспыхнувшего пожара. Известно, что перед бегством французы вырыли ямы под собором, чтобы взорвать его. Но не успели. С уходом неприятеля монастырские храмы были вновь отремонтированы и освящены. С начала 50-ых гг. 19-го века и до конца 70-ых гг. настоятелем монастыря был архимандрит Агапит Введенский - известный в то время аскет и друг святителя митрополита Московского Филарета. Управление этого настоятеля замечательно тем, что им был поднят дух иночества, на что и обращалось им исключительное внимание, так что Новоспасский монастырь являлся образцом в этом отношении для других штатных монастырей.

В 1913 году - в год 300-летия дома Романовых - Новоспасский монастырь посещает Император Николай Второй. 26 мая 1913 г. Государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря, который исполнил юбилейные кантаты и тропарь Феодоровской иконе Божьей Матери - покровительнице царственной фамилии.

В те годы Новоспасский монастырь, расположенный на окраине Москвы, становится центром религиозно-нравстенного просвещения населения. На фоне всеобщего охлаждения к вере в обители проводились миссионерские занятия, обучение неграмотных; многочисленным было и организованное при монастыре Общество церковного пения и трезвости. Число молящихся значительно возросло - по воскресным и праздничным дням храмы монастыря не могли вместить всех желающих.

В 1918 г. Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом смерти и тюремного заключения. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем "исправительно-трудовой лагерь" для уголовников и политических заключенных.

В 1930-е гг. начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший две трети территории обители, и где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 г. территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском - склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены.

И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти, монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории и преданности христианству. Тогда было решено его взорвать. Но помешало этому начавшаяся Великая Отечественная война.

В 1950-е гг. безо всякого внешнего воздействия рухнул щит с лозунгом "Дома культуры вместо монастырей", висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спасителя Нерукотворного. Через десять лет началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений.

В 1967 г. в результате открытого письма Павла Корина был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 г. на территории обители создается "Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР". Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий. Внутри же расположились объединения "Союзреставрация" и ВНИИ реставрации с их художественно-производственными мастерскими.

4 декабря 1990 г. Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. Спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь затеплилась молитва.

23 марта 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в главном храме была отслужена первая Божественная Литургия.

Постановлением Святейшего Патриарха и священного Синода монастырю был присвоен статус Ставропигиального, на должность наместника был назначен архимандрит Алексий (Фролов) (ныне - архиепископ Орехово-Зуевский - викарий Святейшего Патриарха).

Молитвами и трудами братии и прихожан стал восстанавливаться и внешний облик монастыря. До настоящего времени ведутся реставрационные работы, благоустраивается территория, украшаются храмы.

Сегодня в обители действуют три храма, два из которых – Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца – освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Ежедневно совершается уставное богослужение, на которое, особенно в воскресные и праздничные дни, собираются многочисленные прихожане и паломники, которые полюбили обитель за ее святыни.

Древняя московская обитель, претерпевшая разорение и поругание, а ныне возрожденная, живет привычным монастырским распорядком, в котором неразрывно соединены два основополагающих направления монашеской жизни – молитва и труд. Каждый день и час насельника обители построен на послушании, которое лежит в основе уклада монастырской жизни и которое святые подвижники ставят превыше поста и молитвы.


Новоспасский монастырь– одна из чудесных святынь нашего Отечества, намоленная многими поколениями наших благочестивых предков!



Из особо почитаемых святынь отметим возвратившуюся после реставрации в иконостас главного храма обители Смоленскую икону Божией Матери – вклад инокини Марфы - и икону Божией Матери “Всецарица” – точный список с чудотворного образа, находящегося в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон.

Список был выполнен специально для Новоспасского монастыря афонскими монахами после продолжительных молитв всей братии Ватопедской обители.

Икона получила освящение от самого чудотворного образа. Ее торжественное принесение в Москву совершилось в 1997 г., и с тех пор многочисленные богомольцы усердно прибегают к заступлению Царицы Небесной, в молитве у Ее образа прося исцеления и помощи.

источник

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


Tags: перепост, прогулки по Москве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments