Ольга (kazan_love) wrote,
Ольга
kazan_love

Византийский храм на Сентинской горе

Хотелось бы побывать

Оригинал взят у philologist в Византийский храм на Сентинской горе
Оригинал взят у uchitelj в Византийский храм на Сентинской горе
Оригинал взят у deni_spiri в Византийский храм на Сентинской горе



На Кавказе находятся самые древние на территории России храмы. Построены они в раннем Средневековье, в период VI-XIII столетий, расположены в горах, труднодоступны и малоизвестны. Наиболее активно строительство храмов велось в X–XII веках. Оно совпадает с пиком развития Византийской империи, под влиянием которой в те времена и находился этот регион.  Сентинский храм, о котором пойдёт речь, является одним из пяти самых древних храмов Х века на территории Российской Федерации. Он был построен ещё во времена Аланского  государства, что располагалось на этих землях.



Путь к храму начинается у подножия Тебердинского ущелья, возле аула Нижняя Теберда и ведёт высоко-высоко в горы.




С одной стороны тропу ограждают скалистые горы, с другой крутое ущелье.






Сентинский храм расположен на высоком утёсе массива Бурун-Сырт над аулом Нижняя Теберда (бывшее поселение Сынты, в русской транскрипции Сенты - отсюда одноимённое название храма). Нижняя Теберда раскинулась  на правом берегу реки Теберды.
Вид на Нижнюю Теберду с горного утёса.


Время постройки храма до недавнего времени было объектом дискуссий.  Большинство ученых сходились во мнении, что храм построен в период расцвета Аланского царства и датируется рубежом Х-XI веков, т.е когда аланы освободились от хазарской зависимости и образовали независимое государство. Лишь совсем недавно ученым-археологам удалось обнаружить под слоем фресок надпись на греческом языке, свидетельствующую о том, что храм был построен в апреле 967 года.
Продолжаем свой долгий и "опасный" путь сквозь горные породы и крутые обрывы.




Благо тропа широченная и чтобы упасть с неё не может быть и речи. Но при взгляде вниз дух захватывает однозначно!


Вид на долину реки Теберды.


А вот завиднелся наш конечный пункт - Сентинский храм.


Место для строительства храма было выбрано не случайно. Вспомним, что по ущелью Теберды шло одно из ответвлений Великого шёлкового пути, которое вело из степей Предкавказья к восточному побережью Черного моря. Устанавливая христианский храм на высоком скальном выступе, аланы, а через них и византийцы, сооружали своеобразный опорный пункт - проводник своих экономических и политических интересов.






В IX-XI столетиях в Алании (нынешняя территория Карачаево-Черкесси входила в раннефеодальное Аланское государство) велось широкое строительство каменных храмов. До наших дней из памятников культуры аланов сохранились гробницы и подземные склепы, городища и христианские храмы X-XI веков византийского типа. В то время Аланское государство находилось под влиянием  Византии. Способом  политического влияния Византии на эти земли были:  укрепление позиций христианства и ассимиляция культуры аборигенов в византийскую культуру. Задачи эти решались влиянием Святого Византийского престола и империи на умы местного населения через христианские приходы Аланской епархии.


Науке известно, что в 920 году состоялось массовое крещение ЗИХОВ и в этом же году состоялось массовое крещение АЛАН (то есть, на 68 лет раньше, чем крещение славян Киевской Руси).  К этому времени Восточная Римская империя – Византия со столицей в городе Константинополе  контролировала огромные территории в Южной Европе, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, Закавказье и т.д.. Государственной религией в Византийской империи было христианство. Оно же было воспринято и большинством населения обширных и богатых земель, на всей территории расселения алано-ясских племен в VI-XIII вв.




Как показали исследования ученых-археологов, Сентинская гора являлась культовым местом задолго до постройки на ней храма. Вокруг памятника, также на склоне горы обнаружены многочисленные древние погребения с предметами V-VIII столетий. Сам храм построен на месте древнего языческого святилища. Об этом свидетельствует то, что в его кладке найдены каменные блоки с петроглифическими изображениями змей и геометрических узоров.






Кладка великолепна и отличается чистотой и тщательной подгонкой плит и блоков. Мастерство кладки и скальное основание (было специально выравнено), на котором покоится фундамент, объясняют отличную сохранность сооружения - в нем нет даже трещин.


Зайдём внутрь храма.






Наиболее подробно Сентинский храм и прилегающие территории наиболее полно изучены в 1976-1977 года. В южном притворе храма была обнаружена могила, содержавшая остатки архиерейского облачения, включая митру и золотую византийскую монету эпохи императоров Василия II и Константина. В гробницах около храма были обнаружены свинцовый византийский крест и медный набалдашник посоха в виде пятиконечной звезды и золоченые "дутые" бубенчики-пуговицы от одежды.


Было открыто богатое погребение в храме под его полом. В могиле, содержавшей захоронение двух человек, обнаружено несколько уникальных вещей, в том числе хрустальная шахматная фигура, золотой колт (украшение головного убора) с фигуркой птицы, фрагменты шёлковой красной ткани с золотой вышивкой из "полос чистого золота". Установлено византийское происхождение ткани XI в., известно, что красный цвет для византийцев относился к числу высших цветов. Золотой колт также византийской работы XI в.. Судя по этим археологическим реалиям, статус погребенных в южном рукаве храма был очень высоким.
Пожалуй, одна из главных достопримечательностей Сентинского храма - его фрески, покрывавшие весь интерьер. Сейчас от них сохранились незначительные фрагменты, к тому же сильно покрытые "автографами" современных посетителей.


Известно, что в 1897 году в трёх верстах от храма был открыт Спасо-Преображенский женский монастырь. Основательницей женской обители можно считать Евдокию Макарову - сестру милосердия в русско-турецкой войне. Благодаря устройству женского монастыря древний храм впервые был отреставрирован и заново освящен.






Рядом с храмом находится древний каменный мавзолей - "костница".


Это уникальное по архитектуре строение, подобного которому больше нет нигде на Кавказе. Т.к. по местным традициям строились полуподземные и надземные гробницы и склепы, нежели одноэтажные домики с двухскатной крышей. Мавзолей был построен для успокоения представителей местной социальной элиты - светской или духовной. Найденные в нем обрывки парчи, ткани сложно-узорчатой на шёлковой основе и содержащей нити из золота и серебра, подтверждают сказанное: золото-узорная парча производилась византийскими ткачами и была очень дорогой.




Вообще это место было обширным христианским могильником из каменных гробниц и склепов, не только окружавших храм, но и занявших склоны Сентинской горы.
Погода совсем портится и мы вынуждены закончить наше исследование этого древнейшего храма...


...и возвращаться для новых путешествий по Тебердинскому заповеднику Карачаево-Черкесской Республики.

Tags: перепост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments