Ольга (kazan_love) wrote,
Ольга
kazan_love

Categories:

Путешествие на Валаам. Кижи. Часть десятая



В Кижах мы были в семь утра. Совершенно убийственное время для людей находящихся на отдыхе. Встать пришлось в пять утра, завтракать в шесть, но оно того стоило. Над островом ещё клубились остатки утреннего тумана, а в траве сверкали бриллиантовой россыпью паутинки. Зрелище завораживающее и волшебное. Ни одна паутинка не была похожей на другую. Так и представила работающих всю ночь над вологодскими кружевами паучков.







Все дорожки, ведущие к памятникам деревянного зодчества, были посыпаны гравием. Мы удивились. Оказалось это не случайность. На острове исторически огромное количество гадюк и ходить по траве довольно опасно. Змеи глухие, но хорошо чувствуют вибрацию, шуршание гравия под ногами отпугивает их. Итак, Кижи.









Остров Кижи расположен в северной части Онежского озера Его протяженность пять километров, ширина один километр. Название «Кижи», по одной версии, происходит от вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов)», по другой версии, название восходит к вепсскому слову kiši — «игрище, место для игр, праздников». Широко распространено название с ударением на второй слог, однако в Заонежье традиционно используется ударение на первый слог.
Архитектурный ансамбль Кижского погоста включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кижи воспринимаются жителями Карелии как «Настоящее восьмое чудо света» Архитектурный ансамбль Кижского погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся в совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.
Из пяти сохранившихся погостов на крайнем северо-западе бывшей советской территории, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселённых районов средневековых и постсредневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом.
Доступный по суше или воде погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например, нартекс или неф использовался как трапезная или зал собраний. Другой аналогичной постройкой, вдохновлённой теми же принципами является скандинавская бочарная церковь (stavkirke). Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, здесь достигли апогея в плотницком искусстве.



Церковь Преображения Господня

Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: "«Обложися сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня…» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887 года).
Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм — «летний» не отапливаемый, зимой в нём службу не проводят.
Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.





Монахи поют






Церковь Покрова Богородицы

Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи. Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?
Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом. Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.
Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.
Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором всё же внешний облик.
Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который реконструирован А.В.Ополовниковым в 50-е годы 20 столетия, на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 г. В.Г.Брюсовой (Светличной). Иконы, датируемые второй половиной 17 века, были подобраны для иконостаса из «Кижской коллекции», составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Долгое время исследователи пытались выяснить принадлежность икон конкретному храму и каково же было удивление, когда из материалов финского исследователя Л.Петтерссона, вывозившего заонежские иконы в Финляндию, выяснилось, что эти иконы происходят из самой Покровской церкви. Перед вывозом икон из храмов Л. Петтерссон ставил на них цифровые метки. Первая цифра означала шифр храма (у Покровской церкви это № 3), вторая, поставленная через дробь, означала место иконы, которое заносилось на схему расположения икон в храме. При наличии схемы и шифров на иконах определить их принадлежность Покровской церкви было не сложно.



А потом мы пошли к колокольне слушать звонарское искусство.







Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня

Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.
Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филёнчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тёсом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.
Википедия

Потом у нас осталось немного времени погулять по острову. Мы сходили посмотрели старинное кладбище старообрядцев, походили по нескольким избам осматривая старинный быт крестьян.
















Модель церквей острова Кижи поедет на международный конкурс.


Накупили шунгита очищать питьевую воду и снова сели на теплоход.





Tags: видео, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments