Ольга (kazan_love) wrote,
Ольга
kazan_love

Путешествие на Валаам. Горицы. Часть одиннадцатая


Предпоследним пунктом нашей остановки были Горицы, что находятся в Волгоградской области на реке Шексна. Удивительно красивое место: холмы, леса, разлив Шексны, живописные острова на ней. Люди в этих местах жили с очень давних времен. Это была земля вепсов.


Кто же они такие? Вепсы (вепс.vepsläižed; устаревшее - чудь). Это - малочисленный финно-угорский народ, исторически живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. Кстати, с апреля 2006 года вепсы входят в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Какими они были? Вепсы занимались охотой, рыболовством, сбором ягод и грибов. Потом пришли славяне, занимающиеся земледелием, и немного потеснили вепсов, но не только потеснили, а и научили кое-чему.
Вепсы и сейчас живут в этих местах, у них есть свой язык, своя письменность, свои учебники, свои газеты, свои школы. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах. Среди эпических жанров фольклора представляют интерес зачатки исторического эпоса - предания о первых насельниках местного края, так называемых панах-предках, а также о древней чуди. Развит сказочный эпос (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Довольно устойчиво сохраняются некоторые жанры обрядового фольклора, например, погребальные причитания. Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения. По мотивам вепсского музыкального фольклора профессиональными композиторами написаны «Вепсская рапсодия» Р.Пергамента, «Вепсская сюита» Л.Вишкарёва, «Фантазия на вепсскую тему для квартета кантеле» А.Голланда. В 2006 году Национальный ансамбль песни и танца Республики Карелия «Кантеле» создал программу «Вепсские фантазии». Так что два народа вполне мирно уживаются с древних времен.







Экскурсий было две: пешая и в Ферапонтов монастырь. Мы выбрали пешую экскурсию, а как только часть туристов с нашего теплохода села в автобус, отправились на гору Маура. Там расположен древний монастырь. Место для монастыря было выбрано не случайно. Гора Маура — не только живописна. Она господствует над водными просторами и лесами. С нее хорошо видно Сиверское озеро с Кирилло-Белозерским монастырем.

Горицкий монастырь был основан не в пустынной местности. С его возникновением стало расти и село Горицы, впервые упоминаемое в письменных источниках под названием Древняя Гора в XVI веке. Вверх и вниз по обоим берегам извилистой Шексны уже стояло множество деревень. Вологодский историк В.С.Кондратьев насчитал в Кирилловском районе 85 селений XII-XV веков, больше, чем в любом другом районе области! Во многих деревнях стояли деревянные церкви и часовни. Вблизи Гориц, на горе Мауре (по-вепски – тёмная) стоит часовня преподобного Кирилла, рядом с ней до сих пор сохранился большой валун. На валуне отчетливо видна вмятина своеобразной формы, похожая на человеческий след. По монастырским источникам - это след ноги преподобного Кирилла.. По легенде, этот след оставил преподобный Кирилл, который именно с Мауры увидел место для основания своего монастыря. Сюда стекается множество паломников.

Сюда приезжаю художники. Известны картины не только мастеров прошлого и начала нынешнего века (А.В.Маковский, И.Первухин), но и современников. Полотно «Русь» Илья Глазунов написал в 1968 году под впечатлением увиденного со склонов Мауры. Его картина «Русский Север» того же года навеяна Горицким пейзажем.










ГОРИЦКИЙ ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырь с богатейшей историей. Сколько трагедий он видел!



Многие знают о Горицах и местном, древнем монастыре, что в семи километрах от Кириллова. Это место - уникальное, такого на Вологодской земле больше нет. Здесь сами камни вопиют о судьбе русской женщины, о страстях человеческих, тайнах, падениях и взлетах. Здесь переплелись судьбы множества удивительных русских женщин. Обитель основывалась княгиней Евфросиньей Старицкой, как место душевного успокоения и служения Богу. В 1544 году здесь был возведен на вклад семьи Старицких соборный храм Воскресенья. По существу, история Гориц - это трагедия, начавшаяся со времени основания обители. Здесь держали последнюю жену Ивана Грозного до самой её смерти. Здесь жестоко расправились Ефросиньей Старицкой создательницей этого монастыря за то, что была недовольна правлением Ивана Грозного. По сути Иван Грозный изничтожил всю семью Старицких. Все члены семьи были отравлены.





Октябрьской ночью 1569 года в монастырь ворвался отряд опричников Ивана Грозного. Взяв Евфросинью и ее келейницу и сенных девушек, опричники, не дожидаясь утра, погнали плачущих и полураздетых пленниц к реке Шексне. Здесь началась дикая расправа. Двадцать женщин постреляли из пищалей и порубили саблями. Тела их, искрошенные на куски, отдали на съедение собакам. Саму княгиню Евфросинью засунули в мешок с камнями и бросили в воду. Чем была вызвана эта трагедия? Она явилась кровавым следствием «большой политики», ставкой царя на террор. Иван Грозный избрал в качестве жертв, своих близких родственников Старицких, чтобы затем приступить к расправе над другими неугодными лицами. Безусловно, Старицкие были людьми неугодными. Боярская оппозиция предпочитала видеть на троне именно одного из Старицких - Владимира, двоюродного брата царя. Но он был безвольным человеком, не борцом, не заговорщиком. Главным своим противником Иван Грозный считал княгиню Евфросинью, мать Владимира, женщину властную, стойкую, непокорную, тщеславную, сильную. Потому она и была насильно пострижена по приказу царя в монахини под именем Евдокии и сослана в основанный ею Горицкий монастырь. Так в 1563 году она и оказалась в этих местах. Евфросинья-Евдокия была натурой одаренной, художественной. Она великолепно вышивала и содержала целую мастерскую искусных вышивальщиц, где создавались настоящие художественные произведения. Политику она оставила, гордыню смирила. Напрашивается мысль: Евфросинья Старицкая и Иван Грозный уже выбрали разные пути. Она обратилась к божественному. Он же впадал все более в душевную тьму. С осени 1568 года Иван Грозный под влиянием слухов о боярских заговорах и опасаясь мора, все больше и больше времени проводил в Александровской слободе и на Вологде. Что-то непостижимое было в этом человеке, его невероятном лицемерии - даже перед самим собой. Царь вроде искренне тяготился шапкой Мономаха и хотел бы стать простым монахом Кириллова монастыря. Будучи в Кириллове на богомолье, царь пригласил в уединенную келью несколько старцев и в глубокой тайне поведал им о своих сокровенных помыслах. Ему поверили. Для царя даже срочно приготовили особую келью. Ждали: вот-вот примет постриг. Царь истово каялся в послании в Кириллов монастырь в своих грехах: «Сам бо всегда в пианстве, в блуде, в прелюбодействии, в скверне, во убийстве, в граблении, в хищении, в ненависти, во всяком злодействе». А вместе с покаянием готовил чудовищный процесс над Старицкими. Владимира обвинили в попытке отравить царя. Царь лицемерно заявил, что не хотел бы проливать родственную кровь. И потому князю, а также его жене и малолетним детям присудили самим выпить яд’ Тщетно, рыдая, они пытались доказать свою невиновность. Рядом с ними уже стоял главный палач - Малюта Скуратов. И они сами испили смертную чашу. Расправившись с семьей Старицких, царь послал отряд опричников уничтожить свою тетку Евфросинью. Нападение на женский монастырь считалось величайшим грехом. Теперь уже было «все дозволено». И ужас дьявольского террора обрушился на Русь. А царь все еще делал вид, что собирается пойти смиренным монахом в Кириллов монастырь. Но вместо того ссылал в Горицы надоевших ему жен. Монастырь по существу стал местом ссылки московских красавиц и жен Ивана Грозного. В 1572 году Иван Грозный решил жениться в четвертый раз. Но четвертый брак запрещался церковью. И вот тогда был созван Собор святителей - митрополит, архиепископы, епископы, игумены. Царь смиренно молил их о разрешении ему четвертого брачного союза. Иван IV плакал и каялся, уверял, что он - несчастнейший человек. И как исключение, четвертый брак ему был разрешен. Иван Грозный женился на восемнадцатилетней Анне Колтовской. Через год царь предпринимает попытку «добавить» к молодой жене еще одну «супружницу» - уже безо всякого разрешения, Марию Долгорукую. Она была совсем беззащитна, из опальной семьи, где были кто казнен, кто пытан, кто сослан. Царь стал двоеженцем. Но жизнь Марии Долгорукой закончилась на второй день после брака: Грозный, узнав, что его невеста прежде супружества потеряла девство, приказал «затиснуть» ее в колымагу, повезти на бешеных конях и опрокинуть в воду. С «законной» женой Анной царь прожил еще два года. И отправил в Горицы. В монахинях она под именем Дарьи прожила 54 года. А царь продолжал жениться – в пятый, шестой, седьмой раз. В 1580 году царь пленился дивной молодой красавицей Марией Нагой. Об ее красоте слава шла по всей Руси. И самодержец возжелал взять ее в жены - восьмой по счету. Тщетно молодая красавица умоляла отца, боярина Федора Нагого, не отдавать ее за царя - старика. Отец был бессилен перед деспотом. И уже на второй год супружества, когда Мария была беременна, царь начал свататься к племяннице английской королевы Елизаветы Марии Гастингс. Брак с англичанкой не состоялся. А в начале 1584 года здоровье Ивана Грозного резко ухудшилось. Началась агония. Царь умирал в муках и страхе. Многие преступления томили его. В ужасе он уже написал свое последнее предсмертное послание в Кириллов монастырь. «Ног Ваших касаясь, князь великий Иван Васильевич челом бьет» - так униженно писал он монахам и просил их молиться об избавлении «от настоящей смертной болезни». Все напрасно. Мучаясь и ужасаясь, умер царь.

Рок тяготел над Марией Нагой и после смерти царя. Ей выпала трагическая судьба, которая потрясла не только ее, но и всю Русь. 15 мая 1591 года в Угличе погиб ее сын Дмитрий. Борис Годунов отправил в ссылку царицу Марию под именем Марфы за то, что якобы недоглядела за сыном. Сначала в монастырь на Выксе близ Череповца, затем в Горицы. В память о своем сыне Мария возвела Придел в Горицах при Воскресенском соборе. В Горицах над могилами Евдокии (Евфросиньи Старицкой) и ее родственницы Александры (княгини Юлианны) впоследствии, в XIX веке, был возведен монументальный Троицкий собор.

Еще одна знаменитая русская красавица в Смутное время попала в Горицы - дочь Бориса Годунова, царевна Ксения. Она была добра и чиста, образованна и талантлива, прекрасно вышивала. Лжедмитрий при занятии Москвы своими сторонниками приказал умертвить всю семью Годуновых, лишь Ксению оставил для себя - «да насладиться красоты ея». Расстрига надругался над плененной, беззащитной царевной и, лишь всласть натешившись, отправил ее в Горицы.

А в 1612 году Горицкий монастырь подвергался нападению польско-литовских банд, бродивших по Руси. Кириллов монастырь тогда выстоял, а беззащитные Горицы подверглись разграблению и осквернению. Но уже шли по Руси железные полки Минина и Пожарского, мечом вычищая весь этот сброд, терзавший Русь. Гнали и били их по всему Северу. Возрождалась измученная страна. Возродился после разорения уже в 1613 году и Горицкий монастырь.

В Москве утвердилась новая царская династия - Романовы.
Многие тайны хранят Горицы и, вероятнее всего, они так и останутся нераскрытыми.

Здесь было необыкновенно красиво. Но уже надвигался трагический 1917 год и близилась гибель монастыря. Монастырь был закрыт в 1932 году. Монахинь выселили, а имущество частью описали и передали в музей, частью погубили. Во время Великой Отечественной войны монастырь был отдан под дом инвалидов. Инвалиды поумирали, поразбрелись по деревням, и дом этот закрыли. Кладбище монахинь и захоронения цариц и княгинь не сохранились.

Набравшись знаний мы отправились дальше.





Сели на теплоход и поплыли дальше. Нам предстояло ещё увидеть крепость "Орешек" и утром прибыть в последний город нашего круиза Углич.

Продолжение следует

Tags: путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments