Разговор по душам с экспертом РКФ-FCI по всем породам собак Ревазом Хомасуридзе.
За наводку от всей души благодарю Елену Гусеву.
Эпиграф:
«…если заводчик или судья, сказал ,что он уже все знает, то он обречен на забвение».(с)
Реваз Хомасуридзе.
В преддверии выставки «Дальний Восток 2016» мы побеседовали с одним из авторитетных и уважаемых экспертов России, экспертом РКФ-FCI по всем породам собак, Ревазом Хомасуридзе.
Вопрос: Реваз Ревазович, как вы относитесь к столь бешенной популярности и славе авторитетного эксперта, которую имеете среди заводчиков?
Р.Р.
Когда тебя уважают - это всегда приятно.Но, чтобы тебя уважали - надо постоянно учиться и совершенствоваться.Слава- это тяжкий труд.
Вопрос: собаки - это работа, смысл жизни или хобби?
Р.Р.
Это и работа, и смыл жизни, и хобби. Можно ли все это совместить?! Очень даже можно. Когда любишь то, чем ты занимаешься, все само совмещается.
Вопрос: для вас красивая собака - это произведение искусства или просто анатомическая модель? Видит ли судья на выставке в собаке личность?
Р.Р.
Для меня красивая собака – это, прежде всего, произведение искусства. Анатомически правильных собак много, а вот особенных собак, которые притягивают взгляд - мало. Бывает достаточно одного взгляда в глаза собаке, и ты понимаешь, что она уникальна. Это чувство сложно поддается объяснению, оно связано с душой человека и собаки.
Вопрос: для вас выставка собак - это работа, праздник или состояние души?
Р.Р.
Выставка - это и удовольствие, и состояние души, и адреналин.Это буря эмоций и шквал адреналина….И неважно, я выставляю своих собак или сужу чужих.
Вопрос: если бы у вас была возможность изменить судьбу и прожить заново, вы связали бы ее с собаками?
Р.Р.
Я бы однозначно повторил свою жизнь и выбрал этот же путь.
Вопрос: считаете ли вы кинологию - сектой?
Р.Р.
Сектой - нет. Секта движима одной идеей, а кинология – разнообразна и многогранна.Она открывает невероятные горизонты для творчества и самореализации. В сектах этого нет. Я, кстати, не приемлю никакие секты.
Вопрос: с кем вам комфортнее, с собаками или с людьми?
Р.Р.
В первую очередь, с собаками и определенными людьми, которых я понимаю, и которые меня понимают. Это духовная совместимость.
Вопрос: как вы стали заводчиком?
Р.Р.
Я очень много читал книг о собаках. От корки до корки изучил А. Мазовера «Племенное дело в Служебном собаководстве». В 15 лет я закончил кинологические курсы: «Инструктор по служебной дрессировке собак». Но дрессировка мне не нравилась, так она основана на подчинении животного.Мне нравилось договариваться с собакой, а не подавлять ее.
Вопрос: как и почему вы стали судей, кто был вашим наставником?
Р.Р.
Все само собой пришло. Я любил выставки, любил сравнивать разные описания, глядя на собаку. Я уже хорошо разбирался в анатомии и понимал, что некоторые судьи либо плохо видят собак, либо воспринимают их по-разному, либо плохо читают стандарт. Мне хотелось стать достойным судьей. Мой наставник была судья Э.Нуцубидзе, она брала меня на все выставки стажером и именно Э.Нуцубидзе научила меня не судить технически собак, а воспринимать их как произведение искусства. Она мне всегда говорила: «Когда видишь лучших из лучших, задай себе вопрос: а хотел бы ты именно эту собаку забрать к себе, если ответ утвердительный, то эта собака и есть лучшая, выбирай ее, не сомневаясь в выборе". Я и сейчас , когда в Бэст ин Шоу выбираю лучшую собаку, задаю себе этот вопрос. Выбираю не только по стандарту, но и сердцем, и душой. Кстати, на одной из выставок мне довелось встретиться и с Александром Мазовером. Меня удивило, что судья не дисквалифицировал молодую овчарку с неправильным прикусом. Спросить о столь неожиданной и непонятной оценке у судьи, я не решился. Скорее всего, эта была невнимательность судьи. Но ситуация произвела на меня сильное впечатление, я осознал всю ответственность, которую несет судья перед породой.
Вопрос: кто определяет развитие породы: судья или заводчик?
Р.Р.
Развитие породы определяет заводчик и только заводчик. Только настоящий заводчик, а не разводчик, который думает лишь о продажах. Настоящий заводчик никогда не считается с мнением судьи, никогда не обращает внимание на титулы собаки. У него есть цель, мечта, идеал породы, который для него, как горизонт…Который виден, но не досягаем. Ему никто и ничто не помешает в своей цели. Если заводчик скажет, что он получил идеал, то заводчика больше нет. Он умер. Только не путайте настоящего заводчика и размноженца. У размноженца нет идеала, нет горизонта, у него только деньги в голове.
Вопрос: существует ли выставка, которая навсегда осталась в вашей памяти?
Р.Р.
В 70-80 годах я судил выставку овчарок, в ринге была собака по сути, которую я должен был дисквалифицировать, но я пожалел ее и дал ей самую низкую оценку. У этой овчарки был какой-то человеческий, умный взгляд, выделяющий ее среди всех овчарок. Хозяин привязал собаку на выставке и уехал, оставив записку, что она ему не нужна, так как не породная. Я до сих пор испытываю чувство вины, словно я подписал приговор этой собаке. Я помог пристроить овчарку, нашел ей любящие руки, у собаки сложилась судьба и она обрела любящих хозяев. Но чувство, что я могу повлиять на судьбу собаки, до сих пор не отпускает меня. Навсегда запомнилась выставка в Милане в 2000 году. Чемпионат Мира. Я проводил экспертизу Бэст ин шоу юниоров.
В ринге было больше 300 собак разных пород. Было ли мне страшно? У меня коленки дрожали от волнения. Представьте: софиты, я в костюме, в центре ринга, не привыкший к прожекторам, внимательные и изучающие взгляды коллег судей, которые придирчиво смотрят за моим судейством. Это было волнительно, торжественно, адреналин зашкаливал.
Но я вспомнил слова наставника «Выбирай сердцем и душой» и среди всех этих прекрасных собак , я выбрал самых лучших. По крайне мере, многие коллеги, как российские, так и зарубежные были согласны с моей расстановкой.
Вопрос: судья - это призвание или это практика, хорошая память или логика?
Р.Р.
Хороший судья – это, прежде всего, практика. Я не верю в профессионализм судей, которые судят 3-4 раза в год. Надо быть постоянно в теме, следить не только за изменениями стандартах, но и внутрипородными типами.
Собак надо видеть живьем , а не в интернете на Ютубе или на фото.
Я когда сужу в любой стране мира, после своих рингов, всегда иду смотреть ринги других пород, особенно редких. Наблюдаю за работой судьи, обращаю внимание какому типу он отдает предпочтение, беседую с заводчиками. Я всегда учусь.
Если судья говорит, что он уже знает все, он обречен на провал и забвение. Любой судья олраундер знает в совершенстве не более 100 популярных пород. Если вам судья говорит ,что он знает стандарты всех пород, он лукавит.
Вопрос: почему так часто отличаются описания и оценки у разных судей, если стандарт один.
Р.Р.
Я думаю , что это либо разное видение у судей, либо незнание стандарта, либо непонимание анатомии собаки. Но мы говорим о глобальных несовпадениях, о типе, а не о мелких анатомических недочетах, которые могут проявиться из-за хендлинга или физической подготовки собаки. Например, один эксперт отмечает слабоватую спину у собаки, другой через две недели-прочный верх. Это объясняется тем, что через две недели собака была в лучшей физической форме.
Вопрос: Какие группы вы любите судить?
Р.Р.
В принципе мне все равно, какие группы я сужу. Я люблю судить характерных собак. Получаю удовольствие от судейства 2,3,8 и 9 групп. Самая любимая - это девятая группа, безусловно. Люблю и вторую группу, в память о боксере и бульдоге.
Вопрос: насколько для вас важен хендлинг при показе собаки?
Р.Р.
Мне безразлично , кто выставляет собаку. Не существует пока хендлера, который мог бы меня обмануть и скрыть недостатки собаки. Ни один хендлер не сможет весь ринг контролировать собаку и мне достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть то, что пытаются скрыть хендлеры.
Не люблю, когда собак показывают в ринге собак - дети. Есть конкурс «Юный хендлер», дети должны показывать свое мастерство там. Не надо давить на судью жалостью. Это не прилично, в конце концов.
Меня возмущает грубое и хамское обращение с собаками, как в ринге, так и вне ринга. Раздражает двойной и тройной хендлинг.
Когда собак ставят на игрушки, лакомства, мячики и даже морских свинок. Также вызывают негативные эмоции хендлеры, которые бизнес на выставках ставят превыше всего.
Наберут кучу собак, с ними не занимаются и выбегают в ринг. Нет контакта между собакой и хендлером, нет понимания. Хендлер сам по себе, собака - сама по себе.
В результате – судья «дурак», не правильно оценил собаку.
Каждый владелец собаки должен зарубить в голове как крупную занозу: "Собаки и хендлер должны любить друга, быть одним целым". У меня, например, кобель настолько любит своего хендлера, что ждет ее прихода, смотря в окно, забравшись на подоконник... Так и в ринге они и работают, как одно целое. Смотрю и наслаждаюсь их тандемом.
Вопрос: насколько важны для вас движения собаки? Вы когда - нибудь ошибались по движениям собаки, увидев ее в стойке?
Р.Р.
Движение собаки - это только уточнение. Собаку видно в выставочной стойке и уже по стойке можно предположить, как она будет двигаться. Природный баланс либо есть, либо нет.
Вопрос: какую стойку вы цените: свободную или искусственную?
Р.Р.
Предпочитаю свободную стойку на провисшем поводке. Искусственная стойка раздражает, хендлеры часто сильно придушивают ринговкой горло собаки и сами того не видят. Это смотрится очень жестоко по отношению к собаке. Не приемлю любое давление на собаку на выставке, собака должна быть счастлива с владельцем или с хендлером. Ее глаза должны светиться от счастья.
Источник: http://pesiq.ru/forum/showthread.php?t=55414&page=807