Подготовил Евгений Шаульский
Почему мы часто называем медведя мишкой, мучителя — иродом, а грубияна — хамом? Откуда появились слова «король» и «царь»? Кто такие «охреян», «омельфа» и «чурилья»? Эти на первый взгляд такие разные слова объединяет их происхождение — все они возникли из собственных имен. В современном русском языке, включая его диалекты, можно обнаружить несколько десятков таких слов.
Не следует забывать и о гораздо более многочисленных случаях обычной метонимии, когда предмет называется по имени его изобретателя (браунинг, макинтош), фирмы (ксерокс, поролон), географического объекта (кашемир, твид) и так далее. Списки таких слов — они называются эпонимами — можно найти в специальных словарях.
Мы же сосредоточимся на более сложных случаях, где переход личного имени в нарицательное сопровождался дополнительными процессами звукового
и/или смыслового преобразования. Список самых интересных из них приведен ниже, но сначала — несколько слов о том, как вообще может проходить процесс перехода слов из имен собственных в нарицательные.
Нарицательное употребление собственных имен возникает не произвольно, а всегда обусловлено некоторыми причинами. Одна из главных — это созвучие. Имя собственное просто похоже на название какого-то предмета, животного или действия и со временем обретает в сознании пользователей языка устойчивую связь с этим явлением. «Емеля», то есть Емельян, — обычное обозначение болтуна и пустомели, потому что само это имя похоже на слова «мельница» и «молоть», которые связаны с понятием пустой болтовни.
Вся статья здесь: http://arzamas.academy/materials/687