Существует предположение, что первый, деревянный храм был построен в 1506 году, однако он не упоминается до 1632 года. Доподлинно не известно, когда именно началось строительство каменного храма, так, одна из версий гласит, что по благословению патриарха Иоакима в 1682 году был начат сбор средств среди прихожан на постройку нового храма, однако нужную сумму удалось собрать только к 1697 году. Другая версия сводится к тому, что деньги всё же удалось собрать, и в 1682 году была выстроена маленькая каменная церковь с шатровой колокольней, а в начале XVIII века она была перестроена по заказу князей Гагариных.Каменный храм, сохранившийся до наших дней, был построен под руководством московского зодчего Осипа Старцева. Старцев выступил как весьма консервативный архитектор (предполагают, что его консерватизм был обусловлен несогласием с петровскими реформами), и церковь была выстроена им в традиционном московском стиле — так называемом «московском барокко», однако более архаичном, чем предыдущие его постройки. Церковь Николы на Болвановке иногда называют последней средневековой постройкой старой Москвы.
Храм, трапезная и шатровая колокольня расположены по оси восток-запад. Сам храм двухэтажный, на первом этаже была оборудована «тёплая», то есть отапливаемая церковь для зимних богослужений с престолом во имя святителя Николая, а на верхнем — летняя церковь с престолом апостолов Петра и Павла. Алтарные апсиды нижнего храма выдвинуты на восток относительно верхних, так как по обычаю верхний престол не должен перекрывать нижний. Вершает храм традиционное пятиглавие. В трапезной были устроены приделы, освящённые во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Трапезная равна храму по ширине и была оформлена белокаменными наличниками, по аналогии с храмом, и изразцами с изображением херувимов. Освящение храма было совершено в 1712 году.
Впоследствии церковь сильно пострадала во время пожара в середине XVIII века, в частности, был практически полностью утрачен первоначальный белокаменный декор. Он неоднократно восстанавливался и поновлялся на средства прихожан. В 1875—1876 годах церковь была перестроена по проекту архитектора Василия Карнеева, а в 1900—1905 годах на средства М. В. Коликова под руководством архитектора В. А. Осипова была проведена масштабная реставрация, частично вернувшая храму первоначальный облик. Были возвращены некоторые архитектурные детали. Росписи были поновлены художниками И. М. и М. И. Дикаревыми.Около 1920 года храм был закрыт, разорён и осквернён. В 1944 году, при строительстве станции метро «Таганская» и перестройки Таганской площади была предпринята попытка разрушить храм, были уничтожены главы и верхушка колокольни, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры. Впоследствии храм был восстановлен, не вернули только кресты на куполах. В 1990 году церковь была возвращена верующим, с большим трудом отреставрирована и приписана к соседней церкви Успения Богородицы в Гончарах.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах — православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии. Подворье Болгарской православной церкви в Москве.Храм Успения Пресвятой Богородицы расположен за Яузой в районе большого Таганского холма. Это один из старейших московских районов. Он стал активно заселяться на рубеже XV—XVI веков, прежде всего за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов — бронников и котельников. Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив Успенского храма стоит Никольский, первые упоминания о котором относятся к 1632 году.
В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году Успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764 и 1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и ныне.
В оформлении церкви принимал участие изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцы. Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. На главе придела Тихона Амафунтского размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — четыре евангелиста.
Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Икона получила своё название в память исцеления Пресвятой Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина. В России эта икона почитается с давних времён, здесь пребывает немало списков с первоявленного образа, некоторые из которых также считаются чудотворными. В 1661 году один такой список был прислан из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и поставлен в 1663 году в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 году с этого списка был снят другой список, с тех пор пребывающий в Успенском храме. Существует мнение, согласно которому, именно благодаря заступничеству этой святыни Успенский храм не закрывался даже в самые тяжёлые периоды российской истории и сохранил все свои колокола. В настоящее время для облегчения доступа к иконе всех желающих на наружной западной стене храма в изразцовом киоте помещён ещё один список с этой чудотворной иконы.
В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен. На северном фасаде сделали одно полуциркульное окно, появились новые главы и кресты, к колокольне пристроили южный портал. Внутри храма были объединены в один объём четверик, трапезная и пространство придела. Сохранившаяся до настоящего времени ограда храма была построена в начале XIX века. На рубеже XIX—XX веков на главах появились звёзды. Большая часть оформления интерьера храма относится ко второй половине XIX века. В 1898 году приделы храма перестраивал архитектор Л. О. Васильев. Иконостас оформлен в стиле XVII века, в нём сохранились старинные иконы XVII—XVIII веков. В годы Советской власти храм не закрывался. 17 июля 1948 года по взаимной договорённости Русской и Болгарской Православных Церквей в этом храме было устроено Подворье Болгарской Православной Церкви.