Ольга (kazan_love) wrote,
Ольга
kazan_love

Великие гитаристы. Стив Вэй.

Стивен Сиро Вэй (Steven Siro Vai) родился 6 июня в 1960 году в Лонг Айленде. Сказать, что Стив Вэй с детских лет увлекался музыкой, значит не сказать ничего: он просто был одержим ею. И этому в немалой степени способствовали увлечения родителей, в фонотеке которых хранились диски Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) и «Led Zeppelin».

Увлечения Стива музыкой вылились в создание семейной группы, куда, кроме Стива, входила его старшая сестра Лилиан. Исполняя сочинения Стива (первая песня называлась «Hot Chocolate»), они «зажигали не по-детски».



Первым же серьезным коллективом стала школьная группа «The Ohio Express», где Стив вначале подвизался как клавишник. Но однажды увидев настоящую «хиповую и классную» гитару, он сразу же влюбился в нее, решив стать самым знаменитым гитаристом мира. На следующий день он за 5 долларов приобрел старенькую гитару.

Первым учителем Стива был прославленный гитарист Джо Сатриани, который был всего на несколько лет старше Вэя (в списке культового журнала Guitar World «Сто гитаристов, изменивших мир» Сатриани занимает 63 место).

Под влиянием Сатриани Стив Вэй рано понял, что простое копирование приемов игры кумиров не сулит никакого развития. Именно стремление выработать свой собственный неповторимый стиль и стало основной целью молодого музыканта.

Окончив школу, Стив Вэй расстается со своим гуру и отправляется в музыкальный колледж Беркли в Бостоне, где возглавляет группу «Morning Thunder» и продолжает совершенствовать свое мастерство. В процессе обучения он разбирает музыкальные партии, исполненные ведущими гитаристами мира, среди которых – композиции его кумира Фрэнка Заппы.

Записав собственную аранжировку одной из композиций Заппы («Black Page»), Стив Вэй направил ее автору. Пораженный мастерством восемнадцатилетнего гитариста, Заппа приглашает его в свою группу. О четырех годах, проведенных в компании Заппы (с 1980 по 1984), Стив Вэй вспоминает как о «чумовом времени» – времени музыки и свободы, а само знакомство с прославленным музыкантом считает одним из главных везений в своей жизни.

В 1984 году Стив Вэй расстается с Запой, чтобы начать сольную карьеру, и даже выпускает два сольных альбома – «Flex-Able» и «Flex-Able Leftovers». (Кстати, первой сольной пластинкой «Flex-Able», вышедшей в 1984 году, Стив обязан отчасти именно своему кумиру – Заппа безвозмездно предоставил ему необходимое студийное оборудование.) А уже через год он гастролирует в качестве гитариста с группой Alcatrazz, записывает один лонгплей, после чего по просьбе друга Билли Шихана уходит к Дэвиду Ли Роту.

Работа с Дэвидом Ли Ротом (вместе они записали 2 альбома) сделала Стива Вэя знаменитым. После выхода в свет мультиплатинового «Eat’em & Smile» его фото стали появляться на обложках журналов, а самого Стива пригласили сниматься в фильме «Перекрестки» («Crossroads», реж. Уолтер Хилл, 1986 г.), где он сыграл роль гитариста, продавшего душу дьяволу за право быть лучшим.

В том же году Стив получил предложения от нескольких фирм, производящих гитары, предложили ему стать эндорсером их продукции (эндорсер – это музыкант, играющий только на оборудовании одной компании). Но только японской фирме «Ibanez» удалось создать гитару, полностью отвечающую потребностям Стива Вэя (24-ладовый гриф, больший вырез нижней выемки на корпусе, усовершенствованный рычаг тремоло и ручка в корпусе). Стив Вэй не только стал эндорсером «Ibanez», но и заключил с ними контракт на выпуск серии гитар – «Jem 777». Выпущенные в количестве 777 штук и украшенные собственноручным автографом Стива Вэя, эти гитары сейчас являются коллекционной редкостью.

Параллельно с работой в группе Whitesnake (совместный выпуск 1 альбома), Стив Вэй выпускает свой третий сольник – «Passion & Warfare» (1990 г.), который занял 18 место американского Billboard’a, был номинирован на «Грэмми» и принес своему создателю всемирную славу. Правда, награда Стиву тогда не досталась, зато досталась в следующем году за дуэт «Sofa», исполненный совместно с Фрэнком Запой.

Вскоре после этого Вэй разрабатывает еще одну гитару – семиструнную «Universe 7-String», за производство которой берется все та же «Ibanez». Эти гитары получили признание в середине 1990-х гг. (группы «Korn», «Limp Bizkit»).

Следующие два года жизни Стив Вэй посвятил продюсерской деятельности. Он создал собственную группу с нехитрым названием «Vai». Результатом творчества группы стал альбом «Sex & Religion» (1993 г.). Он был очень неоднозначно воспринят и поклонниками и музыкальными критиками, и Стив распустил «банду» и вплотную занялся сольной карьерой.

Выпущенный уже через год альбом «Alien Love Secrets» (1995 г.) показал, что Стив оказался прав: альбом был воспринят на ура и разошелся огромными тиражами. За ним последовала полноценная пластинка «Fire Garden» (1996 г.), где Стив Вэй впервые выступил в качестве вокалиста, обнаружив неплохие данные.

Новое тысячелетие ознаменовалось выпуском целой обоймы дисков, среди которых сборник баллад «The 7th Song» (2000 г.) и альбом «Alive In An Ultra World» (в 2001 г.), содержащий музыкальные мелодии тех стран, где Стив Вэй был на гастролях (композиция «Whispering A Prayer» в 2002 г. была номинирована на премию «Грэмми»).

С 1997 года Стив принимает участие в широкомасштабном амбициозном проекте «Трех гитар» («G3»). В состав этого супертрио, кроме Стива Вэя, входят Джо Сатриани и третий знаменитый гитарист (им в разное время были Ингви Мальмстин, Роберт Фрипп, Джон Петруччи и другие знаменитости). Трио до сих пор периодически гастролирует по миру с концертами и мастер-классами.

Один из последних полугодовых туров трио был связан с выходом новой студийной работы Стива Вэя – диском «Real Illusions: Reflections», который увидел свет в 2005 году. К этому же событию компания «Ibanez» выпустила юбилейные медиаторы, а также трехгрифовую гитару.



По словам самого Стива, выход на сцену с трехгрифовой гитарой был «эффектным трюком», который позволил ему не только удивить поклонников, но и не затеряться на фоне такого «монструозного чувака», как Ингви Мальмстин. Но думается, что Стив здесь немного слукавил...

Кроме гастролей, мастер-классов, работы над альбомами, Стив Вэй возглавляет собственный инди-лейбл «Favored Nations» и... разводит пчел. А что? Великим позволено многое!

Когда Стив берет гитару, начинается магия. Тот, кто видел его выступления вживую, знает насколько они интенсивны, сколько в них истинного "завода". Когда слушаешь и видишь Вэя, "ему как бы веришь", потому что даже дураку ясно без бинокля - энергия и чувственность идут из самой души музыканта. Цыганистая внешность гитариста притягивает и отталкивает одновременно (да рокер и должен быть несколько противным). Глаза Стива - в постоянном контакте с залом, а что в это время творят его руки и тело с трудом поддается описанию. Гитара (Ibanez Jem) подчиняется ему беспрекословно, ласкает ли он ее пальцами или терзает языком.



Джо Сатриани. На первое занятие Стив пришел с гитарой и струнами. "Я даже не знал, как их натягивают". 3 года не прошли даром: взяв от своего учителя самое лучшее, Вэй выработал свой стиль (в чем, скорее всего, виноват талант). Дружба Стива и Джо крепнет и развивается, ребята не раз гастролировали вместе и планируют поджемовать еще не раз. Но все это еще только будет.

А пока восемнадцатилетний Стив засвечивается в группе ныне покойного Фрэнка Заппы, сраженного наповал филигранной отточенностью игры молодого гитариста. Он называл Вэя "юным итальянским виртуозом". В последствие гитара бросала Стива во многие рок-команды, наиболее известна его "стрельба" в составе группы Дэвида Ли Рота (2 альбома), Alcatrazz (1 альбом) и Whitesnake (1 альбом). Нельзя не упомянуть и участия в записи диска Элиса Купера Hey Stoopid. Ну а работу на Оззи Осборна можно считать просто баловством. "Мы написали вместе столько музыки, что хотели просто взять и выпустить целый альбом, но начались сложности с фирмой Оззи, и от проекта пришлось отказаться. Я тогда написал очень тяжелые вещи, одну из них Осборн все же записал, а остальное ждет лучших времен. И все-таки работать с Озии классно. Он самый веселый и отвязный чувак на свете. И к тому же, он рок-н-ролльщик до мозга костей. Не забывайте, ведь это он создал хэви-метал".

Не думайте, однако, что Стив трудился только на дядюшек. В полной мере его талант раскрылся в сольных работах. 5 альбомов за 12 лет, возможно, не так и много, но зато каких альбомов! Позднейший шедевр "Fire Garden" вышел в сентябре 96-го и отмечен не только печатью мастера, но и продолжительными туне, как со своей командой, так и в связке с группами Джо Сатриани и Эрика Джонсона. Интересен и совместный проект Стива с композитором и дирижером Джоэлом Тоумом. В том же сентябре они выступили на совместном заседании с оркестром в 60 человек, которым командовал Тоум. Парней связывает давняя любовь к Фрэнку Заппе, которого оба считают духовным отцом.

Вэй, как и многие нынешние рок-исполнители, активно работает для кино. Самой лучшей его работой (одновременно актерской, композиторской и исполнительской) я считаю киноху "Перекресток" ("Crossroads"), где Стив изображает плохого парня по имени Джэк Батлер, продавшего душу Дьяволу за титул лучшего гитариста. Хотя по ходу дела герой Вэя проигрывает в музыкальной дуэли юному белому блюзмену (актер Ральф Мачио), в то, что такой "крендель" может продуть, верится с трудом. К сожалению, не существует звуковой дорожки к фильму в виде отдельного CD, но как ДЬЯВОЛЬСКИ хорош там Вэй! Тем, кто никогда не лицезрел его на сцене, очень рекомендую найти видюшку и посмотреть ее. Все, чем живет и дышит этот человек - в 15-20-ти минутах на экране.

Кстати, несмотря на свой чертовский облик, Стив довольно приличный человек, он - вегетарианец, алкоголь и наркотики не употребляет. "В детстве я покуривал марихуану, а в школьные годы увлекался алкоголем. Особенно втянулся, когда играл с "большими" командами. Но теперь все это позади. Я ничего не имею против своих знакомых, которые едят мясо и потребляют алкоголь и дурь, лишь бы это не доходило до предела".

Что ж, пусть здоровый образ жизни ведет Стива к самым вершинам Рок-олимпа. Тем более, что он отдает своей музыке большую часть жизни, и, если для него существует бог, то он имеет форму гитары. "Мне нравятся музыканты, которые работают, чтобы стать виртуозами, те, кто сочетают вдохновение и творчество с упорным трудом. Я сам такой же, и потому мне плевать на этих гранджевиков, которые делают миллионы только на имидже, а сами играть-то не умеют. Но если им сопутствует успех, пусть Господь благословит их". Ну а сам Вэй в качестве идеальных партнеров назвал басиста Билли Шихана, ударника Джона Бонэма и вокалиста Фредди Меркьюри. Вот так.

Источник: http://www.peoples.ru/art/music/rock/stiv_vay/

Tags: гитара, музыкальное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments