Ольга (kazan_love) wrote,
Ольга
kazan_love

Categories:

Пушкинский музей изобразительных искусств. Прогулки по Москве.

В жаркий июльский день мы решили спастись от зноя в Пушкинском музее. Сейчас в музее можно фотографировать все экспонаты бесплатно и без вспышки, чем мы и воспользовались. Не разрешают делать фото только в залах, где проходят выставки.


История создания Пушкинского музея.

Госуда́рственный музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени А.С.Пу́шкина (ГМИИ им. А. С. Пушкина, бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете») — один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Памятник архитектуры, расположен в центре Москвы, по адресу: улица Волхонка 12. Открыт 31 мая (13 июня) 1912 года.



Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З.А.Волконской и академиком С.П.Шевыревым (1831), профессором К.К.Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В.Исаковым (1864). В качестве инициатора создания музея в 1893 г. выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И.В.Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911—1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.
Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо́льшую часть денег на строительство музея пожертвовал русский меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Первый публичный конкурс проектов выиграл архитектор-самоучка П.С.Бойцов. Не имея разрешения на производство строительных работ, он не мог быть допущен к постройке такого уровня. В итоге, руководство постройкой было доверено архитектору Р.И.Клейну. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры И. И. Рерберг — первый заместитель руководителя проекта и В.Г.Шухов — автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея.
Над интерьерами, кроме самого Клейна, работали И. И. Нивинский, А. Я. Головин. Здание музея использует общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров — безусловно, авторская работа Клейна и его команды.
Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.
В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. Бомбёжкой были разрушены все стеклянные крыши Клейна, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В этот период, с февраля 1944 г. и по 1949 г., директором музея был С. Д. Меркуров. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.
В период 1949—1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свёрнута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И.В.Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.
В 1985 г. по инициативе доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна и директора ГМИИ И. А. Антоновой на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций.
С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И. А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».

Коллекции музея



Коллекция ГМИИ представляет собой собрание произведений западного искусства от античности до XX века.
Первоначально коллекция была сформирована И.В.Цветаевым из гипсовых копий античных скульптур, копий римских скульптур и мозаик, а также купленной государством коллекции подлинных древностей египтолога Голенищева.
В апреле 1923 г. Наркомпрос принимает решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея старой западной живописи на основе собраний Государственного музейного фонда, Московского Публичного и Румянцевского музеев, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Д.И.Щукина), собрания Г.А.Брокара и других частных коллекций, национализированных после революции. В течение года в Музей поступают картины, а в ноябре 1924 года открываются первые залы новой картинной галереи.


В 1930 году в ГМИИ из Эрмитажа были переданы картины Боттичелли, Кранаха, Пуссена и Давида.
После окончания Второй мировой войны в ГМИИ поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, а также Клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом на месте древней Трои. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии. Однако некоторые ценности, принадлежавшие западногерманским музеям и частным коллекционерам, остались в ГМИИ.
В 1948 г. был закрыт Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), и его собрание было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В результате ГМИИ получил большую часть конфискованных советской властью собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, состоящих из картин Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса, Пикассо и других западноевропейских и американских мастеров конца XIX — начала XX веков (около 300 картин и свыше 60 скульптур).
В основном это были работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, являющиеся сейчас гордостью и основой экспозиции ГМИИ. В музее находятся, принадлежавшие Ивану Морозову картины «Красные виноградники в Арле» Ван Гога и «Девочка на шаре» Пабло Пикассо.
В 2005 году была обособлена Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (расположенная теперь во флигеле усадьбы Голицыных), многие картины, находившиеся после ликвидации ГМНЗИ в запасниках, пополнили постоянную экспозицию музея.
Сейчас коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.
Предлагаются услуги аудиогида.

Википедия


Рембрандт в бронзе. 30 скульптур.

На Волхонке, в сквере Музея изобразительных искусств имени Пушкина появился "Рембрандт в бронзе". Скульптурная композиция имеет подзаголовок "Ночной дозор 3D".
Таратынов и Дронов - друзья с детства, учились в одной школе, вместе закончили Суриковский институт. Их называют постмодернистами за смелые опыты с классическим искусством. Хотя работы их классику не нивелируют, а скорее наоборот, помогают зрителю стать к ней ближе в прямом смысле. Например, оказаться внутри картины Рембрандта.
Известно, что картина Рембрандта хотя и решена как жанровая сцена, на самом деле - это групповой портрет. Это реально жившие люди, амстердамские гвардейцы XVII века.
«Ночной дозор» - это групповой портрет роты капитана Франса Баннинга Кока. Здесь Рембрандт впервые отходит от традиционной схемы группового портрета, в которой члены той или иной гильдии расположены на одной горизонтали. В этой картине Рембрандт изобразил роту на улице, перед началом похода, когда капитан отдает приказ одному из лейтенантов. Вся композиция решена как жанровая сцена.
Чтобы вылепить их как можно точнее, скульпторы изучили не одно исследование по истории живописи. На 22 фигуры ушло 5 лет и 10 тонн бронзы. Труд даром не пропал - "Ночной дозор в 3D" оценили в первую очередь сами голландцы, и причем так высоко, что позволили установить в Амстердаме, прямо на площади Рембрандта. Сначала на время, а после московских гастролей уже навсегда. По возвращению в Голландию скульптуру будут ждать прочные постаменты и прожекторы для подсветки. Авторы улыбаются: "Мы сделали монумент монументу".




Залы музея.

Египетский зал

В Египетский зале находятся коллекции В.С.Голенищева (более 6000 памятников),А. В. Живаго А.В.Прахова, которые были переданы Пушкинскому музею государством или по завещанию хозяев. В экспозиции представлены все этапы развития культуры Египта, начиная с додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.) вплоть до коптского (IV-VII вв. н.э.).

Египетский зал Музея изобразительных искусств гордо именуется первым залом. Посетители приходят в музей по торжественной лестнице, проходят светлые залы античного искусства и попадают в темный зал с черными стенами, где окна занавешены черными шторами. Верхнего света в зале нет, экспонаты освещены боковым светом. Знакомство с музеем начинается здесь.

В зале находится достаточно много экспонатов - рельефы, скульптуры, посуда, украшения, ритуальные принадлежности. Но экспонат №1 в зале №1 - мумия, а точнее мумии, их в зале несколько.

Темная комната не так уж черна. На потолке насыщенного лазурного цвета роспись - золотые звезды и птицы с расправленными крыльями. Пространство зала разделено толстыми колоннами, так что зрителю сложно определить его масштаб.





Что было самое главное в жизни египтянина? Как ни парадоксально звучит для современного человека - это приготовление к смерти, то есть к загробной жизни. Сейчас общество предпочитает таинственному завтра девиз "здесь и сейчас", в то время как египтянин с самого рождения больше всего значения придавал своей смерти. Смерть означает встречу с богами и жизнь вечную, которая значительно длиннее и важнее краткого мига нахождения на земле. Следовательно, вещей для загробной жизни надо больше, они должны быть лучшего качества. Многие предметы в экспозиции - находки из захоронений. Представьте себе - мертвому египтянину для полноценной загробной жизни нужна была хорошая посуда с едой, талисманы-амулеты, драгоценности, личные вещи, фигурки богов и много другое.










А также письменные доказательства того, что жизнь земную он прожил достойно - папирусы с жизнеописанием, настенные росписи и рельефы. Все это и представлено в Египетском зале. Несмотря на то, что в экспозиции предметов достаточно, сложно отметить большое их разнообразие. Дело в том, что все происходящее Древнем Египте подчинялось строгим правилам, в том числе и творчество. Изображать человека следовало в соответствии с каноном: голова в профиль, глаз ан фас, плечи ан фас, ноги в шаге в профиль. Таким образом, фигуры фараонов, жрецов, вельмож похожи друг на друга и даже на богов. Различие в головных уборах, и собственно в головах, так как некоторые боги изображались как люди с головами животных. Большинство рельефов выполнены на погребальную тематику. Скульптура представляет собой статуэтки людей и животных. Милые анималистические фигурки изображают богов:

собака - бог бальзамирования Анубис,



змея-кобра - богиня Уаджет, ибис - бог Тот, козел - бог Хаум, кошка - Баста, так же - обезьяны, соколы, медведи.

Предметы любопытства составляют - туалетные ложечки, вазочки для цветов, которые сами по себе не стоят без специального поддерживающего устройства, сосуд с новогодними поздравлениями, сосуды для вина, витрина с бусами, браслетами и кольцами, сосуды и сосудики разного назначения, потемневшие зеркала. Дольше всего зрители рассматривают витрину с амулетами - там симпатичные соколы, собаки, совы, быки, колонны, лотосы, крокодильчик, уточка, солидного размера скоробеи. В первую очередь, зритель оценивает изобразительные качества, знание оберегового смысла сейчас утрачено. Многие из них обнаружены в гробницах, они оберегали от злых духов и дурного глаза.






Самое торжественное событие в жизни современного человека - свадьба. В жизни древнего египтянина самое пышное событие - это погребение, для которого разработана подробная церемония. Мумия - часть большого процесса. Собственно мумии и саркофаги в музее представлены в разных видах и ракурсах. В экспозиции есть саркофаг закрытый, открытый, мумия запеленатая, распеленатая и посмертные маски. Зритель видит, что саркофаг расписывался как снаружи, так и изнутри. Мумия могла быть расписанная или нет, но зачастую на месте лица располагалась маска с тщательно прорисованными широко открытыми глазами, через которые происходило общение с богами. Саркофаги могли быть деревянными и каменными и располагаться как горизонтально, так и вертикально. Таким образом, любопытному посетителю доступно абсолютно все. Самые сложные ощущения доставляет мумия распеленатая, детский саркофаг, сосуды для внутренностей, мумии кошки и птицы. Литература Древнего Египта представлена Книгой мертвых.

Источник: http://www.museum.ru/N19927

Спящая Ариадна

Прославленная в древности статуя неизвестного мастера много копировавшаяся в разных видах искусства представляет древнюю критскую богиню. Некогда она спасла афинского царевича Тезея из Лабиринта в Кноссе, где Тезей мог стать добычей Минотавра.Ариадна дала ему клубок ниток и светящуюся корону, с помощью которых он сумел выбраться из запутанных коридоров дворца. Условием спасения Тезея была женитьба его на Ариадне. Но по велению богов по пути в Афины Тезей оставил её спящую одну. Там на острове Наксос, её нашёл Дионис и сделал своей супругой, по простому, лишил девушку чести.
Этот миф лёг в основу популярных в древности Диониссийских мистерий, смысл которых – приобщение к смерти и возрождению Диониса – говорит о древней роли Ариадны, как «спасительницы» и «госпожи ритуала». В поздней античности она стала изображаться спящей, мифически «умершей», спасаемой Дионисом. Подлинник этой скульптуры находится в Ватикане и отличается редкой красотой композиции.



Король Артур 1514

В 1514 в Нюрнбергской мастерской Петера Фишера Старшего были отлиты две бронзовые фигуры легендарных предков для гробницы германского императора Максимилиана первого. Не исключено, что они выполнялись на основе рисунков Альбрехта Дюрера по моделям резчика, известного, как Мастер нюрнбергской Мадонны. Одна из статуй изображает короля Артура. Он представлен в роскошных доспехах, включающих элементы исторического готического облачения. Правой рукой Артур держит щит с королевским гербом.









Знаменитая статуя Давида

Давид - мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представшая очам изумлённой флорентийской публики на площади Синьории 8 сентября 1504 года.
Статуя, предназначавшаяся для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом.
Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее (terribilità). Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.
Википедия





Богиня мира Эйрена с Плутосом. Автор Кефисодот Старший.

Богиня мира Эйрена держит на руках младенца Плутоса бога богатства – это аллегория и одновременно символ благоденствия, который приносит афинянам жизнь без войны. Памятник был поставлен на рынке в Афинах вскоре после учреждения государственного культа Эйрены в 371 году до нашей эры. Подлинник находится в Мюнхене.



Распятие



Зал древних цивилизаций

В этом зале представлены памятники культуры и искусства Закавказья, передней Азии, средней Азии, Латинской Америки и Индии.
Единой системы расположения экспонатов здесь нет: керамика Урарту и клинописные таблички соседствуют здесь со статуями из индийских храмов и сосудами доколумбовой Америки. Стены зала украшают гипсовые слепки с памятников ассирийского искусства: в основном это демоны-привратники «шеду» и рельефы из царских дворцов.
Наиболее ранние памятники были найдены при раскопках, которые проводились институтом археологии АН СССР в северном Ираке. На холмах Ярым-Тепе I и Ярым-Тепе II были раскопаны земледельческие поселения IV –V тыс. до нашей эры. Расписная посуда этого времени, украшенная геометрическими и растительными орнаментами, изображениями животных, красива и совершенна по исполнению.
В III тыс. до нашей эры в южном Двуречье, в долинах рек Тигр и Ефрат, сложились шумерские города-государства. В это время там уже появилась клинопись – письмо на глиняных табличках. С течением времени клинопись распространилась на территории передней Азии.

В XV веке до нашей эры в верховьях Тигра возвышается военно-рабовладельческое Ассирийское государство. Ассирийские цари воздвигали грандиозные дворцы, украшенные скульптурами и рельефами.






Слепки со скульптур из дворцов ассирийских царей

По сторонам входов во дворцы ассирийских царей обычно устанавливались гигантские изваяния крылатых быков или львов с человеческими головами – добрых гениев-хранителей царя и его жилища, называемых «шеду» или «ламассу».
У входа в зал древних цивилизаций стоят слепки шеду в образе крылатых быков из дворца Саргона II (722-705 гг. до нашей эры) в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад) в Северном Ираке.




На противоположной стороне зала – один из крылатых львов из дворца Ашшшурнацирпала II (883 -859 гг. до нашей эры) в его резиденции Кольху (современный Нимруд) на Северном Ираке.
Клинописный текст на всех фигурах шеду даёт царскую титулатуру, перечень их побед и сведений о строительстве.



Искусство античного мира. Кипр. Древня Греция. Этрурия. Древний Рим.

Искусство древней Греции и Рима
В коллекцию входят больше тысячи экспонатов, среди них множество античных амфор и образцов керамики, мелкой пластики и скульптуры. Музей искусств имени Пушкина объединил в себе коллекции нескольких крупнейших музеев. К тому здесь находятся копии известнейших скульптур античности.
Одним из самых известных экспонатов Пушкинского музея является уникальный клад, обнаруженный Генрихом Шлиманном во время его раскопок в Трое.





Памятники острова Кипр (III-I тысячелетие до нашей эры). Самые ранние из них два сосуда, сделанные без применения гончарного круга, покрытые красной обмазкой.












Голова богини исполненная в скульптурных мастерских Александрии в III веке до нашей эры.





Саркофаг с дионисийскими играми




Плакальщицы. Италия.





Пять индийских скульптур IX-XI в. нашей эры подарены Правительством Индии Советскому Союзу.










Юпитер в пиниевом венке


Картины

Мадонна с младенцем и святыми.

Мадонна с младенцем и святыми. Алтарная композиция. Полиптих состоящий из пяти частей. На боковых панелях слева направо изображены: святые Екатерина, Христофор, Антоний, Николай. Относится к раннему периоду творчества веницианского художника Витторе Кривели. Около 1440 – 1501 гг. написанных в Далмации.



Иконы


и другие картины




Фототрофеи





































Вот такое получилось путешествие.
Tags: музеи, прогулки по Москве, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments