Ольга (kazan_love) wrote,
Ольга
kazan_love

Абхазия. Путешествие авантюриста. Очамчири или Очамчыр? Часть третья.

На второй день мы отправились к нашим абхазским родственникам с подарками, привезёнными из Москвы. Что такое побывать в гостях у абхазцев, знают лишь те, кто там побывал. Всё дело в том, что они очень гостеприимные и пока не накормят и не напоят гостя, до состояния нес стояния, так что тот физически больше ничего не сможет взять в рот, они тебя не отпустят. Гость должен быть сыт и пьян, после этого его дровами отвозят в место дислокации и лишь утром позвонят по телефону узнать, жив ли гость и не надо ли ему его чего-нибудь? Как правило, после похода в гости к абхазцам на следующий день тебе уже ничего не надо и хочется только тихо лежать на море.
Расстояние от Мачара до Очамчыра составляет приблизительно сорок пять километров. Мы проехали мимо поворота на аэропорт, который будет действовать только со следующего года. Есть по этой дороге и ещё одно удивительное место, стоящее чуть в стороне. Это санаторий «Эвкалиптовая роща». Санаторий организован недавно и имеет свою историю. Местные жители копали землю, не знаю, для каких целей и совершенно случайно обнаружили подземные грязевые источники. Больше того помимо целебной грязи из земли бьют холодные и горячие ключи воды. Сообразив, что на этом месте можно организовать бизнес, предприимчивые абхазцы тут же огородили этот участок забором и теперь любой желающий может приехать и за тридцать рублей в час принимать грязевые ванны, обмываясь горячей и холодной водой бьющей прямо из земли. Мы не успевали изваляться в грязи и принять ванну, нас ждали за столом, поэтому только заехали и сфотографировали это место.


Эвкалиптовая роща






Из грязи в князи












Пока мы ехали, у нас завязалась беседа и мне, наконец, удалось выяснить ответы на мучившие вопросы, как же теперь правильно называть Очамчири? Оказалось, что название Очамчыр возникло не просто так. Во-первых, оно действительно отражает более точно историческое начало. Во-вторых, после войны все абхазские названия населенных пунктов были изменены. Теперь Сухуми – Сухум, Очамчири – Очамчыр, Мачари – Мачара и так далее, связано это с тем, что окончание с буквой «и» напоминает грузинские названия. Это проявляется даже в названии блюд теперь хачапури – это хачапур и так далее.
После войны абхазцы чётко отстояли свою позицию в изменении всех названий. Кстати и абхазцы их называть не правильно, они себя называют – абхазы. В абхазском алфавите пятьдесят шесть букв, основой абхазского алфавита была кириллица. Абхазский язык считается одним из самых тяжелых языков, его трудно выучить. Более того – это горловой язык, по большей части состоящий из согласных букв.
Теперь о местном колорите. По дороге нам то и дело в огромном количестве встречались бродячие коровы и лошади. Они ничего не боялись. Нам всё время приходилось их объезжать, пугать бибикалкой, но упрямые животные могли встать посередине шоссе, и буравить машину взглядом, выставив вперёд рога.

Вот так коровы перекрывают движение


Кстати, абхазские коровы довольно боевые в этом нам пришлось убедиться. При нас беременная корова с раздувшимися боками гоняла от травы, где она пристроилась кушать и собак, и кур. Мне показалось если её разозлить, она и человеку вдарит копытом. Выглядит это так. Корова расставляет копыта шире, голову слегка опускает, выставляет рога вперёд и скосив глаза на соперника медленно наступает. Выглядит внушительно, хотя к людям они лояльны и мы их гладили. Они довольно игривы. Неоднократно, мы наблюдали, как молодые бычки и тёлочки скакали вверх, подпрыгивали и играли в коровьи салочки. Забавно, но издалека, рядом лучше в этот момент не стоять, затопчут к чертовой матери.

Коровы








Удивляло одно, почему рядом с ними нет людей? Никакими пастухами, даже и близко не пахло. Лошади вели себя скромнее, но ненамного.
Естественно возник вопрос, откуда столько животных и где их хозяева? Оказало всё гениально просто. Все животные знают своих хозяев, дома, стойла. Поскольку идти им некуда, кругом горы и лишь полоса у моря, да прилегающие к шоссе территории имеют равнинный вид, всех животных просто выпускают на вольный выпас. Утром им открывают стойло, и они идут пастись, куда их душе угодно, а как только солнце начинает садиться, они бредут своему дому, встают перед воротами, и начинают мычать или ржать, в зависимости от вида животного, ровно до появления хозяина. Хозяин не спеша, открывает ворота, и они проходят в стойло. Причём мычать корова будет до тех пор, пока ворота не будут открыты. Мы сами это видели. Интересные дела творятся с размножением. Оказывается, животные на выгуле сами выбирают себе партнеров, спариваются, как хотят и когда хотят и хозяева только встают перед фактом, что скоро у них в хозяйстве будет ещё один жеребенок или теленок, которого они могут продать или оставить себе. Чтобы отличить своё животное и приплод от него, коровам вешают разноцветные ошейники, колокольчики, ленточки, у кого как фантазия сыграет. Как нам рассказали частенько бывает и так, что хозяин отлучается из Абхазии на заработки на несколько месяцев, а по приезде не знает, сколько у него теперь лошадей и какие его, а какие – нет. Считает своими тех, кто пришёл в стойло. Так же обстоят дела и с курами. Ещё смешнее со свиньями, коих тоже немало на абхазских дорогах. Свиньи ходят везде и жрут всё, что попадается на их пути. Бывают из-за них и конфликты, поскольку прожорливые животные частенько забираются на участки к соседям хозяина, им надевают на шею большие деревянные треугольники и свинья из-за этого не может просунуть голову в забор и даже пройти в ворота. Снимают эту конструкцию только, когда они вечером возвращаются домой, так же, как коровы и лошади. Жаль, мне не удалось это дело запечатлеть. Из столицы свиней и коров пытаются гонять, но они всё равно ходят по улицам города. В скором времени власти обещают брать за это с хозяев животных штраф. Точного количества животных никто не знает, и их не подсчитывают.

Наконец, мы прибыли в гости. Раздарили подарки и естественно сели за стол. Зная, что приедут москвичи, мама Бадри приготовила нам только национальные блюда. На столе стояли мамалыга – круто сваренная каша из кукурузной муки с домашним сыром, хачапур, курица в оригинальном соусе – сациви, свой хлеб и лепешки, свежие помидоры с перцем и молотой зеленью, инжир с участка, соус приготовленный из выжатых помидор, аджики и зелени, фасоль с молотыми орехами и зеленью, чача – виноградная водка (крепость семьдесят градусов), своё вино из своего же винограда. Участки у местных жителей большие по двадцать соток и больше. На них они выращивают кукурузу, мандарины, виноград, инжир, помидоры, огурцы, картошку, лавровый лист, кинзу, петрушку, красный острый перец, орехи фундук, баклажаны, персики, хурму и гранаты. Растут у них и бананы, но не вызревают до готовности.

Гранат


Зелёные мандарины


Кукуруза выше человеческого роста


Лавровый лист



Помидор


Инжир


Красный перец


Виноград


Стол ломился от явств. Сидеть за столом, когда приезжают гости, принято не только хозяевам, но и друзьям. В итоге нас было больше десяти человек. Ещё один непривычный для нас обычай. Еду в Абхазии едят руками. На моё удивление факту отсутствия на столе вилок и ножей, мне сказали:
- У нас едят руками и не надо этого стесняться.
Выглядит это так, перед тобой ставят тарелку с мамалыгой и острым соусом. Необходимо отломить кусочек мамалыги, окунуть его в соус и отправить в рот, так же едят курицу и всё остальное. Запивается всё это домашним вином. Вилки и ножи потом все же принесли.

За столом


Есть и другие особенности. У абхазцев не принято, чтобы за столом сидели женщины, но это не относится к женщинам гостьям. Получается, что я должна была сидеть за столом, а семидесятилетняя мама Бадри бегала с тарелками и мне первой ставила блюда. На все мои попытки ей помочь, она отмахивалась и убегала в кухню. В конце концов, она просто выгнала меня обратно за стол и сказала, чтобы, я её не позорила. Как мы не просили посадить её с нами, ничего из этой затеи не вышло. Обычай, есть обычай. Тосты говорят мужчины, но если женщина попросит слово, ей его дадут.

Мама Бадри


Кстати и между собой у них распределены роли, обязательно выбирается тамада, который руководит всем застольем. Он назначает следующего на тост. Абхазцы любят шутки, любят смеяться, почитают своих родителей и предков. Тосты длинные, могут быть по десять минут и больше.
О войне они разговаривать не любят, но вспоминают. Были несколько тостов об убитых родственниках и друзьях. В тостах, хорошо был виден характер абхазцев. Они рассказали историю о местной учительнице, которая во время военных действий вместе с женщинами и детьми пряталась в горах, а её муж, сказал, что никуда из своего дома не уйдёт и его застрелили. Рассказали они и о том, как русские туристы, отдыхавшие на тот момент в Абхазии, совершенно не поняли, что началась война и при виде катеров с абхазскими бойцами с автоматами в руках, просили их взять с собой покататься. Они считали, что это что-то вроде игры в «Зарницу». С нами за столом сидел один человек, по имени Вахо, который непосредственно участвовал в боях.
Но эту тему быстро свернули и тут же начались шутки и смех. Все стараются забыть о плохом и думают о хорошем, о том, что нужно восстанавливать города и мирную жизнь. Они очень ждут туристов, гостей, вспоминают времена СССР, когда все дружили и города были заполнены молодежью и отдыхающими. Скучают по тем временам и надеются, что в скором времени всё будет так же. Готовы восстанавливать санатории, дома отдыха, туристические базы, конные маршруты, пешие переходы по горам. Просили передать, что сейчас уже можно ездить отдыхать в Абхазию. Бояться нечего. Гостям будут рады.
Забавным показался и такой момент. Они спросили, сколько времени мы отдыхаем? Мы ответили:
- Второй день.
- Аха-ха-ха, - залился смехом весь коллектив, - вы ещё свеженькие. Вы знаете, что такое отдыхать в Абхазии? Это кушать и пить, кушать и пить. Все тосты в тройном экземпляре. Тренируйте печень, здесь без этого нельзя.

Сначала тебя кормят и поят на убой, потом начинают развлекать. Наша культурная программа состояла из похода на горную речку, где мы с удовольствием искупались. Вода сейчас в реках нагрелась и в них купаться, даже приятнее, чем в море. В море вода двадцать семь градусов, в горной речке – около восемнадцати. На речку с нами ходил молодой пёс дворянских кровей, живущий с мамой Бадри по кличке Марсик. Ему сейчас шесть месяцев и он чего только не вытворял. Ловил зубами рыбу, плавал, и его уносило течением, потом он возвращался к нам по берегу. Гонял телят, за что чуть не получил копытом от мамаши-коровы. Утащил мои тапочки, еле успели отобрать, пока он их не бросил в речку. Кстати по речке постоянно плывут разнообразные тапочки, потерянные местными жителями. На берегу многие жарят шашлыки и отдыхают так же, как и у нас. Один абхазский товарищ с соседнего берега так наотдыхался, что при попытке войти в речку, а воды в том месте было по колено, умудрился упасть и чудом вылезти обратно на берег. Нам за него стало страшно.

Горная речка




Из-под земли бьют горячие источники


Пёс Марсик












Ночью сытых и пьяных нас отвезли домой. Абхазцы дорожат гостями и обязательно приводят тебя в квартиру, пьют с тобой чай или кофе, чтобы посмотреть, в порядке ли гость. С собой нам налили бутылку чачи. Последствия бурного, острого стола у меня случились уже ночью. Мой желудок к такому напору перца не привык. Самое обидное, что именно этой ночью отключили воду. Вот это был настоящий праздник. Да. Набравшись впечатлений и освобождаясь от них каждый час, я не спала практически всю ночь. Воду дали только в одиннадцать утра.
Tags: видео, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments