Ольга (kazan_love) wrote,
Ольга
kazan_love

Categories:

Абхазия. Путешествие авантюриста. Команы. Часть седьмая


Современный Коман находится на севере от Сухума в 15 километрах и расположен на левом берегу реки Гумиста, а если быть точнее, у слияния её двух рукавов (восточной и западной).
Местность же, где он расположен и окружающие его села по абхазски назывались как в старину, так и ныне – Гума.
Гума переводится с древне-абхазского (абазского) языка как «на, возьми сердце».
Если посмотреть на Гуму с высоты орлиного полёта, мы заметим местность до удивления похожее на сердце. Сердце образуется от очертания двух рукавов реки Гумисты.
Это место украшено тремя жемчужинами Вселенского характера, тремя светилами христианского мира. Это три храма. Один с востока в честь великого молитвенника и пророка Илии. Второй с запада тоже в честь пророка Илии, и рядом с ним святой источник.
Третий храм с севера назван в честь Пресвятой Богородицы Девы Марии.
Сейчас опустела Гума своим населением.
Мы отправились в Команы на экскурсию от Ботанического сада во второй половине дня. Экскурсия небольшая и длится всего четыре часа, но, сколько интересного за это время нам удалось увидеть и узнать. Рассказ хочется начать с нашего водителя Астамура, экскурсовода и водителя в одном в лице. Астамур, молодой, очень подвижный, горячий абхазский парень, приехал за нами в Ботанический сад, и в его машине уже сидела одна русская семья – муж, жена и двое детишек. Мы быстро разговорились и выяснили, что все мы живём рядом. Они в подмосковном городе Люберцы, мы в Москве. Как только мы все перезнакомились, Астамур повёз нас на экскурсию. Минут десять мы ехали по Сухуму, а потом наша машина вырулила на горную дорогу. Астамур начал свой рассказ:


- Мы сейчас поедем по району, в котором шли наиболее ожесточенные бои. Не пугайтесь, но целых домов здесь, почти не осталось. Во время войны я был мальчиком, мне было всего двенадцать лет, поэтому я не участвовал в сражениях, а был с мамой далеко отсюда, но, - Астамур показал рукой в стекло машины, - именно здесь шли страшные бои. Если мы посмотрим направо, увидим заброшенное грузинское кладбище, сейчас оно заросло и сюда никто не ходит. Кстати, недалеко отсюда находится село, где родился Берия. Если посмотрим налево, увидим абхазское кладбище, оно действующее. Не удивляйтесь, есть у нас могилы и на домашних участках. Именно в этом районе погибло очень много людей. Вы только представьте, мы начали войну с охотничьими ружьями в руках. Буквально отбивались ножами и камнями. Камнем можно легко убить. Только потом, когда появились трофеи, стало легче. На роту приходились всего один-два автомата. Оружие добывали сами, в бою. Очень тяжело было переносить раненых и убитых. Все дороги контролировались грузинами и нам приходилось ночью, козьими тропами выносить своих с поля боя. За независимость Абхазии здесь сражались не только местные жители, рядом с ними стояли русские ребята, чеченцы, осетины, кабардино-балкарцы и другие. Многие поддержали нас и без этого мы не смогли бы одержать победу. Мы абхазы помним это и чтим память обо всех сложивших здесь голову.
- Да-а-а, - задумчиво протянул мужчина из Люберец, - скажи Астамур, наверное, и сейчас в республике оружия хватает?
Астамур оставил этот вопрос без ответа и только показал нам огромный охотничий нож, лежавший в бардачке его машины:
- Это на дикого зверя.
- Не меньше, чем на медведя усмехнулся мой супруг, - есть здесь дикие звери?
- На медведя, - это вы правильно сказали, - усмехнулся Астамур, - в горах всё есть. Кабаны, шакалы, волки, медведи.
Почему так хитро улыбнулся Астамур, когда зашёл разговор о медведе, поясню. Чуть позже, здесь же в Команах, я совершенно случайно подслушала разговор двух местных мужчин, которые, глядя на нашу туристическую группу, говорили между собой:
- Хорошо, что они приезжают. Нам без большого медведя не обойтись.
Не знаю, это было связано с фамилией нашего президента или относилось ко всему русскому народу? Ясно одно, абхазцы благодарны за помощь и ориентируются не на южных, а на северных соседей.
Кстати, наш пожилой экскурсовод-мужчина участвовал в боях, командовал ротой, в его роте воевали четыре абхазских женщины и он очень гордится ими. Как самой большой «почемучке» он рассказал мне, что его рота никогда не отступала, потому что мужчины видя рядом с собой женщин с оружием в руках, просто рвались в бой и буквально закрывали их собой, но тоже быстро свернул эту тему, отправив меня смотреть достопримечательности.
Астамур




Война

Бывший женский монастырь, а в годы СССР дом престарелых








Дорога в Команы










Мы смотрели в окна машины и то, что мы видели, не укладывалось в голове. Ни одного целого дома, остатки стен, заросли травы, покореженные заборы, изрешеченные пулями. За границей Сухума практически не осталось жилых домов. Увидев наши растерянные лица Астамур вытащил помятую книжицу и предложил нам отвлечься чтением исторических фактов связанных с районом Комана. Дорога пролегала в горах, с точки зрения красот, это место было просто райским. Пышная растительность, шапки гор, извилистая дорога. Всё это не могло оставить нас равнодушными. Приблизительно через полчаса мы увидели горную речку Гумисту.






Проехав, ещё немного мы остановились на смотровой площадке.




Поснимав с высоты красоты, мы отправились дальше. Первой нашей остановкой был храм святого мученика Василиска. Чтобы увидеть храм нужно подняться по каменным ступеням сто метров по крутой горе. На тридцатиградусной жаре, это очень нелегкое дело, но наше природное любопытство взяло вверх. Пыхтя и отдуваясь, некрещеные, путаясь между паломниками, мы заползли наверх. И вот на самой вершине перед нами возник деревянный храм, освещенный солнцем. Очень красивый и уютный. Заходить в него нужно босиком и мы скинув ботинки вошли внутрь.
Этот храм в настоящее время сложно посетить. Он находится на горе Гумбиху недалеко от селения Команы. Там еще повсюду следы недавней войны. Братия Команского монастыря восстанавливает храм Василиска. По преданию, будучи в изгнании, свою последнюю Божественную Литургию отслужил здесь Иоанн Златоуст. Недалеко от храма мощи Василиска. В этом же храме по церковному преданию умер Иоанн Златоуст во время его изгнания византийскими императорами.
С 2002 года в Команах внутри руин древнего храма Василиска возвышается деревянная часовня, подаренная Абхазии состоятельным туляком в благодарность за избавление его дочери от недуга водой святого источника.
Дорога к часовне


















А это могила святого Василиска, она расположена тут же. На самом деле там ничего кроме постамента и груды, набросанных на него каменей. Нам нехристям хотелось расспросить местного батюшку подробнее, но все ж мы не рискнули этого делать, дабы не оскорбить чувств и батюшки и верующих.













Так гласит легенда.

В начале IV века, во времена императора Максимилиана Галерия ( 305 – 311 г.) Абхазия входила в состав Римской империи, в частности в провинцию Понтийскую, чьим правителем был Агриппа. Василиск уже тогда был римским воином (не из рядовых), уверовавшим в Господа Иисуса Христа. В те времена были страшные гонения на христиан. Агриппа узнал, что Василиск верит в Христа и в ярости приказал своим помощникам привести его к нему.
Магистриан с отрядом воинов найдя Василиска надели на него тяжелые оковы и цепи, обули его ноги в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями так, чтобы они проникали до самых костей и повели его, избивая в Команы.
Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины по имени Трояна. Воины прошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, он молился Богу и услышал глас:
- Не бойся, я с тобой.
Земля заколебалась, медные сапоги, бывшие на ногах мученика растаяли как воск от огня; вериги и цепи спали, а сухой дуб зазеленел, простирая над ним многочисленные густые ветви и укрывая его тенью. Там же где он стоял, забил источник воды.
Воины, увидев произошедшее, пришли в ужас и недоумение, а местные жители стали приводить к нему всевозможных больных, прокаженных и бесноватых.
На следующий день воины уже без издевательств повели Василиска в Команы к правителю Агриппе. Но Агриппа посчитал всё это выдумками и приказал принести Василиска в жертву языческим богам.
Когда завели его в храм Апполона, земля затряслась, а статуя самого Апполона упала на землю и развалилась на куски.
Агриппа испугался и приказал вывести Василиска вон из храма, спросив его:
- Как ты посмел сделать такое с Апполоном?
Святой же ответил:
- Кто сокрушил вашего бога, тот сожжёт и храм и его.
И только произнес эти слова, как молния поразила храм Апполона и спалила его дотла.
Агриппа в ярости повелел отсечь Василиску голову. Это произошло четвертого июня 308 года.
Местные жители выкупили у палача голову и тело мученика за тридцать золотых монет и ночью, скрытно похоронили его на вспаханном поле, а на том месте посеяли семена. В ту же ночь семена дали ростки. А у места, где был казнен Василиск, забил источник из двенадцати ключей, как бы смывая пролитую кровь святого. Источник этот существует, и по сей день. Вода в нём считается целебной.












Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет источник, который считается святым.

Чтобы попасть на источник, искупаться в нём и набрать целебной воды, надо было спуститься вниз, проехав метров пятьсот в сторону. И вот мы уже на месте.
А в самом источнике есть удивительные камни, на которых будто застыли капли крови Василиска...
К сожалению, Команы до конца не разминированы. Поэтому ходить в районе православных святынь пока можно лишь по тропинкам, огороженным специальными вешками.

Источник






Так как мы поехали по маршруту паломников, основная масса туристов была особенной.
Паломники



Местный милиционер












Почти все паломники, купаясь в источнике шарили руками по дну. Я не сразу поняла, что они делают, и естественно пристала с вопросами к гиду. Повиснув на нём пиявкой, решила не отцепляться от него, пока он не выложит мне всю правду о святых, и он мне объяснил:
- Все ищут камушки с кровью святого.
- А как они выглядит?
- А вы поищите и увидите, - улыбнулся экскурсовод.
После услышанного ответа мой супруг прыгнул в купальню и как потомственный золотоискатель начал переворачивать камни в горной речке и что вы думаете? Он нашёл их. Это обычные камни с вкраплениями красной породы. Эти вкрапления, действительно похожи на капли крови, тут верующим не откажешь и два таких камушка мы привезли с собой в Москву. После этого на радостях он окунулся с головой в купели и совершенно счастливый вылез из купальни. Остальные верующие завидя его успех, начали рыть дно купели с двойным усердием, и многие были вознаграждены за труды свои.

Здесь же рядом с источником и купальней стоит большой памятный камень Эшеро-Афонскому батальону, целиком погибшему на этом месте. Тут же стоит деревянный крест, и висят иконы.


Следующей нашей остановкой был храм святого Иоанна Златоуста.

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
Родился будущий святитель в Антиохии около 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 (25) февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников — пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского — подвижнической жизни.

Иоанна Златоуста почитают не только в Православной церкви, но и католики, и другие христианские конфессии. Он был учеником Христа, пастырем и архипастырем. Обличителем зла и неправды людской, в том числе и сильных мира сего, вплоть до императорского двора. Бич и очиститель для порочного и безнравственного духовенства в церкви. Одной из основных заслуг его было попечение о распространении Православия среди готов, скифов, финикийцев и других язычников. Он сам подготавливал миссионеров, рукополагал священников и епископов, следил за ходом их апостольского служения. Помогал строить храмы. Не прекращал строгую аскетическую жизнь, пост и молитву. У Златоуста было написано более пяти тысяч творений, это примерно около ста томов. К сожалению, до нас дошли только двадцать четыре тома. В простоте его изложений содержится высочайшая мудрость, исчерпывающая глубину и широту раскрываемой темы или слова, как известно он прожил всего шестьдесят лет (347-407 гг.), а под конец его жизни гонимый страдалец был направлен в Абхазию, в Питиунд (ныне Пицунда). Но он не дошёл до Пицунды и умер по дороге в Команах. Тело святого Иоанна Златоуста было положено в гробницу (каменный саркофаг) – который и хранится по сей день в Команах, в храме и монастыре названным его именем.
Храм, в котором хранится саркофаг был построен в начале V века, но турки разрушили его в 19 веке. Позже в конце 19 века, местные жители и русские восстановили его из старых камней и построили при храме женский монастырь, с числом насельниц до 300 сестёр.
С 1898 г. По 1924 г. Он действовал, пока коммунисты не разогнали его и не организовали в здании храма дом престарелых. Во время войны здание женского монастыря было разрушено.



























Сам храм не пострадал. Ныне, с 2001 г. при храме, в котором хранится саркофаг действует мужской монастырь. Туда мы и отправились.

Храм Иоанна Златоуста










Не знаю, каким чудом, но муж уговорил монахиню, продававшую свечи пустить нас на колокольню и нам с мужем удалось подняться на самую верхотуру. К сожалению, колокольня у них полностью закрыта и нам не удалось сделать панорамные снимки, зато мы сфотографировали колокола. Во время войны монахи никуда не уходили и оставались в храме.










Ездить к Команы опасно, местность вокруг них заминирована.








До следующего святого места мы не доехали, а это «Место третьего обретения Честного главы святого Иоанна Крестителя», потому что оно очень высоко в горах. Но вырезанную икону главы Иоанна Крестителя мы посмотрели в мужском монастыре.



Вырезанная икона из дерева Главы Иоанна Крестителя




Гробница святого Иоанна Златоуста. В ней лежит небольшая капсула с мощами святого.


А потом мы немного поплескались в Гумисте и отправились домой. В Сухуми мы высадили люберецких товарищей у санатория, а Астамур повёз нас дальше в Мачарку. По дороге меня точил червяк:
- Как бы узнать, где развалины древнего абхазского царя Баграта? – и собравшись с духом, я вцепилась мёртвой хваткой в Астамара, - скажите, Вы случайно не знаете, где находятся развалины замка Баграта?
- Ха-ха-ха, - залился смехом Астамар, - Вы очень любопытны. Развалины здесь же в Мачарке на берегу моря. Сейчас отвезу вас туда.
Буквально через метров пятьсот он остановил машину и из неё вышли. Дорога идёт одна вдоль гор и моря и через две минуты мы, пройдя между домами, стояли перед древними развалинами.

Развалины замка абхазского царя Баграта.


Tags: путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments