Ольга (kazan_love) wrote,
Ольга
kazan_love

Санкт-Петербург глазами москвича. Прогулки по Питеру Часть четвертая



Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.




Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек.
История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге


Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.


Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.


Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.


В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны этот решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.


В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой - главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.


Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху – изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.
Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.
Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге


Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова - "Богоматерь с Младенцем" и "Спаситель".


Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.









Храм Спас-на-крови - это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.
Источник: http://www.spb-guide.ru/page_454.htm


Собор во имя Святого Исаакия Далматского


Ныне существующий Исаакиевский собор — четвертый из храмов, посвященных памяти Исаакия Далматского, возводившихся близ Адмиралтейства. В день его поминовения — 30 мая 1672 г. — родился будущий император Петр Великий, основатель Санкт-Петербурга.


Как и положено главному храму, Исаакиевский собор стоит в самом центре города. По размерам он самый крупный, лишь высотой (101,5 м) немного уступая шпилю Петропавловского собора, и самый вместительный — в нем может молиться одновременно до 14 тысяч человек. Строительство собора обошлось в невиданную сумму: 23 миллиона рублей, длилось 40 лет. До сих пор верны слова, написанные сразу после освящения: «Гармония внешнего и внутреннего убранства, стройность и красота целого и деталей роскошь и вместе с тем величавая простота всего храма делают собор одним из замечательнейших зданий в мире».


Первая неказистая церковь, однако, мало походила на нынешний многоколонный храм, увенчанный золоченым шпилем с крестом. Это было длинное деревянное здание с небольшой маковкой и одноярусной колокольней над входом. Оно было переделано в 1710 году из чертежного амбара, стоявшего на лугу против входа в Адмиралтейскую верфь, и посвящено святому Исаакию Далматскому, чья память 30 мая приходилась на день рождения Петра I Великого. Здесь император 19 февраля 1712 года торжественно обвенчался с Екатериной.


В 1717 году Петр I заложил на месте будущего «Медного всадника» каменный собор по проекту Г. И. Матарнови, внешним видом напоминавший Петропавловский, — с двухъярусной колокольней, увенчанной высоким шпилем. На ней были установлены привезенные из Амстердама куранты. Строительством в 1719—1723 годах руководил Н. Ф. Гербель, затем — Д. Трезини. Освящение состоялось в 1727 году в присутствии Екатерины I. Известный резчик И. П. Зарудный исполнил для собора великолепный резной позолоченный иконостас.


Однако местоположение нового здания было выбрано неудачно: он стоял слишком близко к Неве, из-за сильной осадки почвы в его стенах появились трещины. Для укрепления собор обнесли каменной галереей, которая в мае 1735 года сгорела вместе с колокольней от удара молнии. Нереализованный проект нового собора составил в 1761 году С. И. Чевакинский, который впервые наметил для него новую городскую площадь — Исаакиевскую. Старый собор, отремонтированный и достроенный в 1739—1742 годах П. А. Трезини, простоял до 1764 года.


Третий Исаакиевский собор был заложен 8 августа 1768 года по проекту А. Ринальди, выполненному в духе раннего классицизма. Это было пятикупольное здание с высокой двухъярусной колокольней.


Деньги были отпущены, но строительство под руководством самого зодчего и А. Виста шло очень медленно, к кончине Екатерины II собор был только подведен под карниз, хотя его стены внутри и снаружи уже были облицованы разного цвета финским и итальянским мрамором. Недовольный затянувшейся стройкой Павел I поручил архитектору В. Бренна быстро завершить ее, упростив проект и заменив мрамор кирпичом. 30 мая 1802 года митрополит Амвросий освятил в высочайшем присутствии собор, который одновременно из придворного ведомства был передан епархиальному. Скульптурное убранство исполнили К. Альбани, П. П. Соколов и И. Шварц, лепное — Бернаскони, образа — Гуалтьери и А. И. Иванов, роспись — Ф. Д. Данилов.


Вопреки замыслу, вид наскоро завершенного собора оказался маловыразительным, и уже в 1809 году среди столичных зодчих был объявлен конкурс на его перестройку, который окончился безрезультатно. В 1816 году из-за аварийного состояния собора службы в нем прекратили и перенесли в ближайшую сенатскую церковь, а позже — в Адмиралтейство, где был устроен новый храм во имя святителя Спирвдона Тримифунтского.


В 1818 году Александр I неожиданно утвердил проект, составленный молодым и еще неизвестным французским архитектором О. Монферраном, и 26 июня 1819 года в высочайшем присутствии был заложен новый собор. По замыслу Монферрана восточная часть прежней постройки сохранялась, а из разобранной предполагалось возвести ограду со статуями русских святителей.


В 1822 году из-за технического несовершенства проекта работу по подготовке фундамента приостановили; при Академии художеств была создана специальная комиссия по исправлению проекта, в которую вошли известные зодчие: В. П. Стасов, А. И. Мельников, братья Михайловы, В. И. Беретти.


Если снаружи собор кажется несколько тяжеловесным, то внутри он поражает великолепием и разнообразием. В убранстве широко применен цветной мрамор. Большая часть стен облицована светлым итальянским мрамором, колонны и пилястры сделаны из розового тивдийского, филенки и медальоны — из желтого сиенского и зеленого генуэзского, пол выложен серым финляндским. Очень эффектно выглядят исполненные на Петергофской гранильной фабрике трехъярусные иконостасы из белого мрамора с колоннами и инкрустацией из малахита и лазурита. Главные царские врата отлиты из бронзы и позолочены; над ними высится бронзовая группа работы Клодта с изображением Христа-Вседержителя во славе.


П. М. Шамшин. Освещался интерьер семью люстрами из золоченой бронзы. Престол в 1895 году был украшен серебряной одеждой с чеканными рельефами.

В соборе после его возведения > ничего не менялось, шли только мозаичные и реставрационные работы, в том числе выпрямление в 1873— 1881 годах по проекту М. Е. Месмахера под руководством И. В. Штрома колонн портиков.


Несмотря на длинную историю, святынь и древностей в храме было не так много. С правой стороны в великолепном киоте и золотой ризе находился Тихвинский образ Божией Матери, перенесенный в 1859 году из Песков и прославившийся несколькими исцелениями; с левой — Корсунской Божией Матери, почитаемый с конца XIX века. Александр II подарил храму икону Нерукотворный Спас (1693) кисти Ф. Ф. Ухтомского, перед которой молился Петр I Великий. Синод к освящению поднес серебряный крест с частью Животворящего Древа и мощами, а митрополит Григорий — панагию с частицами мощей апостолов Матфея, Марка, святителя Иоанна Златоуста и других святых. Из старого собора в новый перешли три иконы XVIII века.
В престольный праздник, 30 мая 1858 года, митрополит Григорий освятил собор, который был объявлен кафедральным, отчего в нем всегда торжественно отмечались церковные праздники и царские дни. Особенно привлекали богомольцев два обряда: Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста и омовение ног — в Великий Четверг. 19 февраля архиерейской службой праздновалась годовщина освобождения крестьян; 11 мая, в день святых Кирилла и Мефодия, славянское благотвори^ тельное общество служило молебен о единстве всех славян. 30 августа из собора начинался великолепный крестный ход, шедший по Невскому проспекту к Лавре.
По инициативе долголетнего старосты генерала Е. В. Богдановича «Кафедра Исаакиевского собора» стала с 1879 года издавать брошюры и листки, обращенные к простому народу и имевшие большую популярность. С 1896 года при соборе действовало братство, содержавшее несколько благотворительных учреждений, с 1911 года — общество хоругвеносцев. 1 октября 1909 года в нем впервые в городе прозвучала литургия, сопровождаемая всенародным пением. В конце августа, когда отмечался день трезвости, на площадь перед собором стекались крестные ходы трезвенников из столичных церквей и на ней служился молебен.
Перед революцией в соборе служило пять священников. С 1909 года настоятелем являлся прот. Александр Иоаннович Исполатов, последним, с 1917 года, — протоирей Николай Григорьевич Смирягин. Их предшественником в 1836—1855 годах был протоирей Алексей Иоаннович Малов, красноречивый проповедник, член Российской академии, а в 1886—1897 — протоирей Петр Смирнов, автор богословских трудов. Большой популярностью пользовался в народе служивший в 1863—1905 годах протодиакон Василий Николаевич Малинин, обладавший феноменальным басом.
В конце 1919 года собор перешел под управление «двадцатки», а три года спустя был ограблен при пресловутом «изъятии церковных ценностей», которое обошлось собору в 48 кг золота и 2200 кг серебра. В 1928 году собор закрыли, в 1930 году в нем был размешен антирелигиозный музей, проработавший семь лет. В том же году были сняты и отданы в переплавку все колокола.
В 1957 году после больших реставрационных работ, которые продолжались и позже, собор открыт как музей-памятник, охраняемый государством. В июне 1991 года зарегистрирована церковная община, а через год было принято решение о совместном использовании собора верующими и музеем: Службы в нем совершаются только по особым дням с разрешения дирекции музея.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 1.
Источник: http://svjatyni.ru/index.php?j=bok&r=wiw2&kh=443

А потом мы бегом взяли Зимний дворец и пробежали галопом дворцовую площадь.






















В воскресенье вечером нам нужно было уезжать. Перед поездом мы решили плотно поужинать и зашли в кафе на Невском. Кто же знал, что в этот день состоялся футбольный матч. Питер гуляет, Москва отдыхает! «Зенит» - чемпион России!
- Да-а-а, это было зрелище, впервые за 26 лет «зенит» стал чемпионом в своём городе. Представляете, что творилось на улицах города. Кругом притаилась милиция, через каждые двадцать метров прятались наряды милиции. Машины гудели, фанаты кричали, на Невском тут же образовались пробки.

Как это было?

5 мин. В пресс-ложе подпевают зенитовским фанатам. В последнее время это редкость, но сегодня день особый, в случае если «Зенит» выиграет, а ЦСКА потеряет очки в Нальчике – мы будем чемпионами! После первого тайма в Нальчике – 0:0.

11 мин. «Зенит» прижимает ростовчан к их воротам. До этого гости провели контратаку и даже произвели один удар по воротам Малафеева.

12 мин. Кержакова сбивают у самой штрафной. Лукович пробивает левой ногой, но мяч летит выше ворот. В основном «Зенит» старается атаковать левым флангом.

15 мин. У ворот Деяна Радича - опаснейший момент! Лазович проигрывает дуэль вратарю гостей, и добить зенитовцы не могут...
В Нальчике Лав с пенальти открывает счёт: ЦСКА выходит вперёд – 1:0… Пока, футбольный бог на стороне красно-синих, которые до этого не забивали пенальти в трёх играх подряд !..

20 мин. Семак бьёт из-за пределов штрафной, Радич ловит мяч. Тут же идёт контратака на ворота Малафеева, ростовчане заставляют «Петровский» затаить дыхание... и с облегчением выдохнуть.

31 мин. Малафеев в прыжке ловит мяч, после опаснейшего удара.

33 мин. Лёгкий удар Адамова, после которого мяч оказывается прямо в руках у вратаря «Зенита».

34 мин. Анюков опасно бьёт метров с 25-ти. Интересно, но на атаки с права фланга стадион реагирует более эмоционально. Напомним, что Быстров у Спаллетти сегодня в запасе.

38 мин. Счёт в Нальчике по-прежнему – 0:1. Он не устраивает «Зенит».

39-40 мин. В своей штрафной площади ростовчанин, в борьбе, Гионя нарушает правила на Лазовиче. Пробивая пенальти «Питерская восьмёрка» не оставляет шансов Радичу – 1:0.

45 мин. В Нальчике на 89 минуте «Спартак» сравнивает счёт!!! Это сразу же оживляет «Петровский», а фан-вираж оперативно подвергает конкурентов за «золото» обструкции.

Перерыв. Весть о том, что Нальчик сравнял счёт, приводит пресс-ложу в движение. Все переспрашивают друг у друга: «Какой счёт?» Когда приходит информация, что матч закончился 1:1, эмоций уже не сдержать. Теперь всё зависит только от «Зенита»!!!

Между тем, приходит сообщение, что главный тренер «Зенита» что-то не поделил с тренером гостей у кромки поля.

51 мин. Данни проходит по левому флангу, но в последний момент мяч выбивает защитник ростовчан.

52 мин. «Зенит» атакует, но Кержаков попадает во вне игры.

58 мин. Быстров меняет Лазовича. Болельщики провожают серба, автора гола аплодисментами.

59 мин. Напротив фан-виража выстраивается в два ряда сотрудники правоохранительных органов. Затем милиция перекрывает периметр по всему «Петровскому». Фанаты кидаются монетами.

71 мин. Фанаты устраивают перекличку: «Вперёд за «Питер!» На поле команды осторожничают, и в основном борются за центр поля.

75 мин. Быстров врывается в штрафную, делает опасный прострел, мяч отскакивает от защитника и Семак добивает его в ворота - 2:0!

80 мин. Сначала Быстров, а затем Кержаков упускают выгодные голевые моменты.

83 мин. Снова Быстров с Кержаковым, но теперь счёт становится 3:0. Кержаков снимает футболку и получает от Баскакова жёлтую карточку.

84 мин. Фанаты на вираже ломают решётку ограждения. Милиция подтягивает новые силы.

88 мин. Весь «Петровский» хлопает вместе с фанатами.

90 мин. Быстров ловит мяч в штрафной и отдаёт его Бухарову, который забивает четвёртый мяч в ворота «Ростова» - 4:0!

90 мин. Судья добавляет три минуты. Скамейка «Зенита», во главе с Кержаковым, которого Спаллетти заменил, в восторге от результата!!!

90 мин (+2). Бухаров - 5:0.

Источник: http://www.mr7.ru/sport/football/story_35421.html
























Мы повеселились вместе с фанатами и отправились на Московский вокзал. Уже в поезде нам передали посылку для московской френдессы rallykisa. Она ждёт хозяйку.

До свидания Питер.
Поездка получилась интересной, увлекательной. Только одно обстоятельство подкосило. Неоднократно промокнув и высохнув, и опять промокнув под питерскими дождями, домой вернулась с температурой тридцать девять и осипшим горлом. Зато сколько впечатлений.
Tags: путешествия, репортажи, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments