Ольга (kazan_love) wrote,
Ольга
kazan_love

Музей русской иконы

Друзья недавно появился новый музей. Буквально проходя мимоходом, не удержалась и заглянула в него. У кого будет время, очень советую посетить, это преинтереснейшее место. Таганка.

В Москве много интересных мест. На одной из старейших улиц Москвы есть редкая жемчужина Музей русской иконы. Он расположен в самом начале Гончарной улицы. Здесь в далёкие времена жили и работали гончары. Сама по себе эта улица одно из уникальных в историческом смысле мест. Она выходит на Швивую горку, которая в свою очередь выходит к одной из сталинских Высоток, что на Котельнической набережной. Музей Русской иконы расположен напротив Афонского подворья, где всегда много прихожан, которые с удовольствием посещают не только службы в подворье, но теперь, могут зайти в уникальный музей. Чем он уникален? Он в России первый и единственный. музей, в котором представлены уникальные иконы и предметы прикладного искусства. Есть нечто подобное в Екатеринбурге и в Санкт-Петербурге, например в Кунсткамере, есть небольшое собрание икон, но музея такого масштаба нет нигде. Так чем же он интересен?


Это частный музей, созданный по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. Официальное открытие его произошло в мае 2006 года в Москве в одном из залов известного бизнес-центра «Верейская плаза» и лишь в этом году он переехал на Гончарную улицу.
Реконструкция принадлежащего музею особняка в центре Москвы, до революции это был доходный дом, а в советские времена здесь сидели разные организации, закончилась в 2010 году, и музей был торжественно открыт 25 января 2011 года. Музей стал намного больше, он расширился не только экспозиционными залами, но и помещениями для хранения памятников, их научного изучения, каталогизации, реставрации, технико-технологического исследования. Здание очень большое, оно занимает четыре этажа. Включает в себя не только залы с иконами, но и специальную реставрационную мастерскую, иконописную мастерскую и научно-каталогизационные отделы. Здесь же в ближайшее время планируется организация мастерских для творческой деятельности. Это будут иконописные классы, детские художественные студии.
Основу коллекции, составляют русские иконы XIV - начала XX века, созданные в важнейших художественных центрах как Древней Руси, так и России Нового времени.
Соприкасаясь с миром икон, человек глубоко и всесторонне познает совершенные стороны русской культуры, а вместе с этим проникает и в суть русской истории. Вот это качество иконы — фокусировать русскую культуру и историю — также притягивает человека.


А теперь давайте пройдёмся по залам музея. Каждый зал особенный, но все залы разделены временными рамками и в то же время незаметно и плавно перетекают из одной эпохи в другую. Все экспонаты являются предметами частных коллекций. Экспозиция включает около четырехсот пятидесяти экспонатов, в основном из крупных частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.
Первый зал включает в себя множество работ. Это, иконы, выкупленные у коллекционеров из Германии «Богоматерь из Деисуса», «Богоматерь Ахтырская» и другие иконы. Это распятия. Потрясающе красивая икона из Петергофа «Богоматерь Тихвинская». Большая икона «Воскресение Христа сошествие во Ад» в двенадцати клеймах, «Троица Ветхозаветная» из Пскова, изображение мученицы Евдокии, святого Симеона Столпника, святителя Николая, архиепископа Марликийского, святого Макария Калязинского, Анны Пророчицы из Калязина. В этом же зале и потрясающая коллекция из собрания петербургского коллекционера В.С.Самсонова. Это потрясающие иконы «Георгий Победоносец», «Седмица», «Святой евангелист Матфей», «Спас Воздержатель», «Первосвященник Аарон» и многие другие. В этом же зале мы видим сени от царских ворот.
Музей сотрудничает со многими коллекционерами и художниками. Это Ю.С.Ершов из Санкт-Петербурга, который в течение многих лет в поисках вдохновения и красоты совершал многочисленные поездки по Русскому Северу. Из них он привозил не только акварели и этюды, но и иконы, найденные им в заброшенных молельнях, часовнях, закрытых церквях, на чердаках. Часть из них он получил в дар от жителей в благодарность за нарисованные портреты. В частности он привёз жемчужину коллекции, икону святого Николая архиепископа Мирликийского обнаруженную в часовне на реке Онега в деревне Колованьга Архангельской области в 1967 году. Один из самых почитаемых и любимых на Руси — святой изображен в полный рост, столпообразно, в архиерейском облачении. Здесь же в музее висят и акварели Ю.С. Ершова.
Иконы поступали от московских художников в разное время и при разных обстоятельствах, но неизбежно сопровождались напутствиями владельцев, повторяющих, что расстаются с памятниками лишь потому, что уверены: украшая стены нового музея, они навсегда станут общедоступной частью отечественного наследия и никогда не будут предметом коммерческих сделок. Все поступившие иконы отражают эстетические вкусы своих первых владельцев и художественный характер тех коллекций, частью которых они были.
Памятники объединяет ещё одно важное качество – они раскрыты от записей и отреставрированы самими собирателями, поэтому отражают характерные особенности творческого метода художников, бережное сохранение оригинала и полное выявление авторской живописи. Благодаря коллекционерам уцелели сведения о происхождении или бытовании поступающих икон.
Среди полусотни икон XV – начала XX в., есть уникальные памятники. Например, самое раннее среди сохранившихся древнерусских изображений ярославских князей Феодор, Давида и Константина, датируемое концом XV века, что позволяет думать о назначении иконы как надгробного образа, висевшего в соборе Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле над ракой святых; или самый древний новгородский образ Богоматери Грузинской. Прекрасной сохранностью и высоким художественным уровнем выделяется ряд икон XVI-XVII вв., «Усекновение главы Иоанна Предтечи», исполненное царскими мастерами в 1550-1560-х гг., псковское «Успение Богоматери», вологодское «Сошествие во ад» того же времени.Многие иконы отличаются редкостью сюжетов или древностью известных изводов, как например, «Спас Вседержатель со святителем Николаем и Ильёй Пророком» или образ преподобного Антония Римлянина конца XVI в.
В 2009 году музей обогатился несколькими иконами принадлежащими собранию писателя В.А. Солоухина, личность которого стала символом целой эпохи благодаря его книгам, прежде всего, повести «Черные доски. Записки начинающего коллекционера» (1969).
Довольно много памятников древнерусской живописи было приобретено во время многочисленных поездок по России. Среди них Сергиев Посад, Клин, Владимир, Асков, Вологда, Калязин, Тверь, Нижний Новгород, Рыбинск.
Немалая часть собранных в музее произведений живописи и прикладного искусства была найдена и приобретена за рубежом – в частных коллекциях, галереях, антикварных салонах, на аукционах. Возвращение на родину древних икон и памятников христианского искусства, вывезенных на Запад в течение XX века. Во времена эмиграции, затем – Великой Отечественной войны, и даже переправленных контрабандой. Многие из возвращенных икон – первоклассные памятники XVI-XIX вв., известные в России, выплывшие из небытия, достойные занять свои места в истории древнерусского искусства. Собранные вместе они представляют самый широкий пласт национальной художественной культуры.

В музее есть целый зал, посвященный греческому искусству. Так называемый греческий зал. Более ста пятидесяти работ приобретено в галерее греческого собирателя и антиквара Серафима Дрицуласа, глубокого ценителя и знатока византийского и древнерусского искусства. Среди них античная женская головка из мрамора I-II вв. нашей эры или сирийская погребальная стела Клеоника III век с вырезанным позже Голгофским крестом на обороте, запрестольные кресты, подсвечники, светильники, печати, энколпионы. Из этого же собрания поступил резной деревянный иконостас конца XVII века с Царскими вратами. За иконостасом есть престол со всеми литургическими предметами. Стены раскрашены копиями фресок работы художника Курбинова. В зале висят критские иконы.
Эти уникумы византийского искусства не имеют аналогов даже в богатейших собраниях российских музеев.

Особый интерес представляют Новгородские иконы последней четверти XVI века. Всё это можно посмотреть на четырёх этажах Музея Русской Иконы.
В музее есть стенд с уникальным ручным шитьём – воздухи, конца шестнадцатого века. Большая редкость.
Есть и ещё один алмаз в коллекции музея. В одном из залов стоит подлинная часовня старообрядцев найденная, собранная и привезенная из Тверской области из района Вышнего Волочка. Это позволяет увидеть настоящий быт старообрядцев.

Ещё одно уникальное собрание памятников Эфиопии расположено в отдельном зале на первом этаже музея. Здесь представлены искусства одного из древнейших государств – Абиссинии, так раньше называлась эта страна. Предания возводят к библейским временам царя Соломона и царицы Савской. Зал интересен не только огромной коллекцией, но и расписанным вручную потолком в стиле эфиопских храмов. Среди экспонатов – разнообразные по форме, размерам и типу кресты, изготовленные из серебра или меди. Этот христианский символ занимал в культуре Эфиопии исключительное место. В состав коллекции входит большое количество редких по своей красоте и изяществу серебряных изделий из придворной мастерской Менелика II. Подвески самых разнообразных форм и размеров, выполненные в технике филиграни, а так же целый ряд прекрасных рукописных книг и пергаментов с текстами и миниатюрами. Есть и предметы народного ремесла: гончарные изделия, плетение, вышивка, резьба по дереву, тиснение и роспись по коже, лубок.

Музей русской иконы не только самое крупное и значительное по уровню представленных произведений частное собрание, начитывающее более четырёх тысяч единиц хранения, но и безусловно самое широкое по охвату материала, поражающее своими хронологическими рамками. Оно включает произведению важнейших художественных центров восточнохристианского искусства: античные и позднеримские образцы, служившие основой византийской образности; раннехристианские и византийские древности VI-XIV вв., некоторые из которых не имею аналогов даже в богатейших собраниях государственных музеев; греческих и поствизантийских памятников; произведений эфиопской культуры. Основой коллекции является собрание русской иконописи, который охватывает чрезвычайно обширный период – от XIV до XX в. Памятники позднеантичной и раннехристианской эпох, исчисляются единицами, а византийских произведений литья, мелкой пластики, а также греческих икон приближается к шестистам. Эфиопская коллекция содержит более двух тысяч экспонатов.
По утверждениям в прессе, музей является самым крупным в мире частным музеем православного искусства (ср. Intesa Sanpaolo).

К сожалению, в музее нельзя фотографировать.

С 27 января 2011 года Музей русской иконы открыт для посетителей по новому адресу: ул. Гончарная, д. 3. Музей открыт каждый день с 11.00 до 19.00. Выходной день среда. Пока вход в него бесплатный. В музее проводятся экскурсии по залам, чтобы записаться на экскурсию нужно заранее позвонить. Телефон: (494) 221-52-83

Сайт музея: http://www.russikona.ru/afisha/afisha.html
Tags: музеи, прогулки по Москве
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments